Ези


Е́зи[1][2] (итал. Jesi) — город в Италии, близ Анконы. Родина императора Фридриха II, писателя Рафаэля Сабатини, композиторов Джованни Перголези и Гаспаре Спонтини. В древности римская колония Aesis, или Aesium.

Покровителем города считается святой Септимий (Сеттимио), день памяти которого празднуется 22 сентября.

Ези, маленький городок на берегу Адриатического моря, был основан древним народом умбры, а позже завоёван этрусками, распространившими своё влияние до самой Адриатики. В IV веке до н. э. с севера пришли варварские племена галлов. Южной границей их владений была река Эзино, а Ези стал последней оборонительной крепостью. После битвы при Сентине в 295 году до н. э. Рим нанёс окончательное поражение италийскому народу и Ези превратился в одну из колоний римской империи.

После распада Римской империи на Западную и Восточную Ези остался в числе 12-ти византийских провинций на средиземноморье. В 756 году Ези вместе с другими городами был подарен Церкви — это положило начало власти папы. После коронования в 800-х годах императора Карла Великого Ези, несмотря на фактическую принадлежность папе, попал под юрисдикцию императора и вошел в состав новой области Марке.

Около 1130 года Ези становится свободным городом-коммуной с собственным правительством и школой искусств и ремёсел. Следующий интересный период истории связан с разработкой Устава города и постройкой дворца Подесты, Коммуны и Собора Святого Сеттимио. В течение XII века и в последующие город укрепляли стеной.

В 1194 году в сердце города родился будущий император Фридрих II, который подарит Ези титул Королевского города. Политические удачи Ези будут связаны с эпохой Фридриха II и его сыновей Энцо и Манфреда, и с получением «имперских привилегий», которые были следствием неизбежного отлучения от церкви. Кризис городской власти и последующий приход могущественных семей, таких как Малатеста, Браччо да Монтоне и Франческо Сфорца, открывает век Синьории. В 1447 году Франческо Сфорца уступает Ези Церкви, продав его Папе. Конец периода синьории и переустройство сложившегося порядка коммуны приводит к экономическому и демографическому подъёму, к оживлению городского строительства.