Екатеринбург — Тюмень


Екатеринбург—Тюмень (М12 Восток) — автомобильная дорога федерального значения. Является частью европейского транспортного маршрута E 22 (Холихед, Великобритания — Ишим)[1][2]. До 31 декабря 2024 года управление планировалось передать государственной компании «Автобан» с исключением данной позиции из перечня[3]. 1 ноября 2023 года постановлением 1830 правительства РФ позиция Р351 исключена, дорога является частью трассы М12 «Восток».

Является продолжением федеральной автодороги Пермь — Екатеринбург. Продолжается федеральными автодорогами Р402 Тюмень — Ишим — Омск и Р404 Тюмень — Ханты-Мансийск с подъездом в Сургут. На подходе к Тюмени называется Московским трактом[4]. От Екатеринбурга до поворота на Р354 (12-36 км) дорога расширена до четырёх полос, далее вся дорога следует по две полосы в каждом направлении[5][6][7], Идет реконструкция трассы с расширением до четырёх полос на всем протяжении[8]. Длина трассы 329,357 км[9].

Исторический Большой Сибирский тракт и Тюменский тракт как его часть был утверждены в 1763 году. Часть Тюменского тракта от Екатеринбурга до пересечения с железной дорогой на Тюмень (дублёр Сибирского тракта) сдана в 1976 году и начинается от Екатеринбургской окружной автодороги. Идут двумя параллельными трактами и соединяются на 21-м километре[10]. Дорога с твёрдым покрытием по маршруту от Екатеринбурга до границы Свердловской и Тюменской областей (длина 260 км) была возведена управлением строительства и ремонта автомобильных дорог Свердловского облисполкома в 1966—1971 годах[11]. Участок трассы от восточной границы Свердловской области до Тюмени (37 км) впервые был заасфальтирован тюменским ДСУ-1 в 1961—1962 годах[12][13].

В октябре 2011 года был открыт первый пусковой участок обхода трассы Екатеринбург — Тюмень возле города Заречный. Участок протяженностью 2,7 км с 42 по 46 км начали строить ещё в начале 1990-х[14].

В начале декабря 2011 года был открыт второй пусковой комплекс автомобильной дороги Екатеринбург — Тюмень на участке 46-52 км[15][16]. В октябре 2014 года был открыт участок 250—260 км у Тугулыма[17]

В сентябре 2022 года началось строительство путепровода через железнодорожные пути в Богдановиче[18], который был сдан в эксплуатацию в сентябре 2023 года[19].