Екатерининская железная дорога


Екатерининская (или Криворогская) железная дорога — специальная (так как она сразу проектировалась под большие нагрузки) казённая железная дорога Российской империи, построенная в 18821904 годах[1].

…Ввиду ходатайства Екатеринославского земства и повторения ходатайств неутомимого А. Н. Поля, правительство решилось, наконец, удовлетворить потребности края, и 22 апреля 1875 года был высочайше утверждён проект железнодорожного пути…

Проект постройки Криворогской[2] (Западно-Донецкой) железной дороги должен был рассматриваться в департаменте железных дорог России после предоставления проектно-сметной документации по данному направлению строительства путей сообщений. Но, в связи с Русско-турецкой войной 1877—1878 годов, проект Криворожской ЖД не получил дальнейшего развития.

На Западе от Донецкого кряжа, за Днепром, лежит Кривой Рог, месторождение железных руд, по качеству и количеству их — южная гора Благодать. Местечко Кривой Рог для пользы горного дела на юге России должно быть соединено с Донецким кряжем дорогой и прямой и удобной. По этой дороге повезут руду в Донецкий край, по ней поедет уголь за Днепр в Киевскую губернию.

В начале строительства называлась Криворогская железная дорога (в современных источниках встречается также название Криворожская железная дорога), позже было дано название «Екатерининская» в честь императрицы Екатерины II, в годы правления которой был приобщён Новороссийский край (Дикое поле) к России.