Елагина, Елена Владимировна


Елена Владимировна Елагина (4 июля 1949, Москва — 25 сентября 2022[1]) — советская и российская художница, одна из ведущих представителей московского концептуализма, автор объектов и инсталляций[2]. Почётный член Российской академии художеств.

Соавтор и жена художника Игоря Макаревича (род. 1943), их тандем — один из самых успешных и многолетних союзов на российской художественной сцене[3].

В 1967 году окончила Московскую среднюю художественную школу при Институте им. В. И. Сурикова. До 1972 года занималась у Алисы Порет, почти в то же время (1964—1976) работала с Эрнстом Неизвестным[5]. В 1976 окончила Орехово-Зуевский государственный педагогический институт[2].

С 1990 года в больших проектах часто творила в соавторстве с мужем Игорем Макаревичем[6]. Их первым большим совместным проектом была «Закрытая рыбная выставка»[3]. Вместе они подготовили более 50 персональных выставок, среди них — выставки в Государственной Третьяковской галерее и «In situ» в Kunsthistorisches Museum (Вена)[2].

«Проекты Игоря Макаревича и Елены Елагиной, включающие в себя объекты и инсталляции, живопись, графику и фотографию, посвящены нескольким сквозным сюжетам, образующим индивидуальную мифологию художников, достаточно причудливую и произвольную, чтобы избежать подозрений в серьёзности всех этих квазимистических построений. Они обнаруживают присущий тоталитарным режимам культ холода (одним из символов которого становится, например, имперский орёл, наполовину покрытый коркой настоящего инея», пишет Ирина Кулик[2]. «Игоря Макаревича и Елену Елагину можно с полным правом назвать классиками отечественного искусства. Яркие представители „московского романтического концептуализма“, они в своём творчестве соединили мощный теоретический базис с удивительным лиризмом и тонкой поэтикой. Жанр, в котором работает этот семейный дуэт, правильнее всего было бы описать как тотальную художественно-концептуальную мистификацию», считает Александра Данилова[3].

«С ранних лет в Елагиной сочетался часто противоречивый интерес к слову и образу. С тех пор отдельно выделенное слово сопровождается в её объектах рядом изобразительных элементов, комментирующих его и вступающих с ним в многообразные отношения», пишет критик[6].