Ечс


Вагон метро типа Ечс («Е Чехословацкий») — модификация вагонов метро, созданная на базе вагонов Еж3 для Пражского метрополитена. Эксплуатировалась в Праге с 9 мая 1974 по 29 июня 1997 года.

В декабре 1971 года в Праге был подписан контракт на поставку Советским Союзом вагонов для метрополитена, строящегося в столице Чехословакии. Заказ — 50 вагонов — был выполнен своевременно. 5 октября 1973 года на Мытищинском машиностроительном заводе состоялся митинг советско-чехословацкой дружбы и сотрудничества, посвящённый началу поставки вагонов для Пражского метрополитена. 9 мая 1974 года, с открытием линии, началась их эксплуатация. Однако у этих вагонов были выявлены многочисленные недоработки, из-за чего они работали мало и редко. В 1975 году все вагоны типа Ечс были отправлены в депо «Качеров» для прохождения модернизации с заменой тележек, которые, как оказалось, были плохо обработаны на заводе. В первые годы эксплуатации составы типа Ечс составлялись из трёх вагонов, позже их число было увеличено до пяти. Последние вагоны типа Ечс были получены Пражским метрополитеном в 1976 году и те уже были доработаны.

В 1992 году вагон метро типа Ечс № 1031 был переоборудован в опытный электровоз на заводах «Шкода Пльзень» и «Сименс». В настоящее время его местонахождение и судьба неизвестны.

Поэтапное списание вагонов метро типа Ечс началось в 1994 году. Последний поезд типа Ечс в Праге был снят с эксплуатации 29 июня 1997 года. Сохранено 4 вагона этого типа, из которых один является музейным экспонатом, а остальные три формируют исторический состав. Вагонам планировались провести капитальный ремонт, однако из-за спешки с заменой их на новые вагоны этого не было сделано.

Вагоны выполнены по результатам новых разработок с учётом особенностей пражской трассы. На вагонах были установлены тяговые двигатели мощностью 72 кВт вместо 68 кВт, как на вагонах типа Е. Принципиальным изменениям подверглась электросхема вагона — введено тиристорное регулирование возбуждения двигателя в режиме торможения.

Это позволило осуществлять электрическое торможение при максимальной скорости (на вагонах предыдущих типов при скорости более 70 км/ч применялся пневмотормоз). Вагоны были оборудованы устройством системы автоматического регулирования скорости. На Пражском метрополитене вагоны хорошо проявили себя в эксплуатации, несмотря на первые два года их эксплуатации, за что в марте 1976 г. правительство ЧССР вручило Мытищинскому заводу орден Труда.