Железнодорожная линия Сталинград — Владимировка


Железнодорожная линия Сталинград — Владимировка — Верхний Баскунчак была построена в сентябре — декабре 1941 года (первая очередь) и в январе — июне 1942 года (вторая очередь) по левому берегу Волги с паромной ледокольной переправой через Волгу, чуть выше посёлка Спартановка, и обеспечила эвакуацию предприятий, материальных ценностей и населения из города в период наступления немецких войск и снабжение фронтов в комплексе с последовавшим в 1942 году строительством Волжской рокады.

12 сентября 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о начале строительства железной дороги Сталинград (ныне Волгоград) — Владимировка (ныне часть Ахтубинска)[1].

Начальником строительства назначен Михаил Леонтьевич Бондаренко. Под его руководство было передано несколько специальных формирований НКПС, в том числе Военно-эксплуатационное отделение № 12 (ВЭО-12), 17 тысяч гражданского населения («трудфронтовцы») Сталинграда, Средней Ахтубы, Ленинска, Владимировки, Заплавного, которые влились в новосозданное «Строительство НКПС № 10» под командованием М. Л. Бондаренко.

Организации работ и необходимости выделения техники и дополнительной рабочей силы было посвящено специальное заседание Сталинградского обкома партии с участием секретарей райкомов и председателей райисполкомов. Оно проходило 1 ноября 1941 года, на котором с докладом выпустил начальник строительства НКПС № 10.

Важнейшее значение строительства для обороны Сталинграда подчёркивалось прямым подчинением начальника строительства № 10 командующему Резервным фронтом (сентябрь — октябрь 1941 года), главкому войск Северо-Кавказского направления (апрель — май 1942 года), командующему Северо-Кавказским фронтом (май — август 1942 года) маршалу Семёну Михайловичу Будённому. По приказу С. М. Будённого была организована встречная укладка пути. Из Сталинграда на левобережье паромами и баржами стали доставлять рельсы и шпалы, развозить по линии и укладывать в путь. Маршал выделил из резерва обороны под командование М. Л. Бондаренко в «строительство НКПС № 10» мощные армейские тягачи, два автомобильных батальона и зенитный полк для защиты строительства от бомбардировок немецких войск. Общая численность личного состава «строительства НКПС № 10» достигала 24 560 человек.

Несмотря на постоянные налёты немецкой авиации и обстрелы вражеской артиллерии, дорога была построена всего за 72 дня и вошла в строй 27 декабря 1941 года[2]. Был выполнен огромный объём работы: перемещено 1190 тысяч кубометров земли, уложено 190 км главных и станционных путей, построено 57 временных мостов и водопропускных труб[1].