Волжская рокада


Во́лжская рока́да — рокадная линия железной дороги от станции Иловля (на правом берегу Волги в 80 км от Сталинграда) до станции Свияжск (30 км от Казани) через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск.

Постройка Волжской рокады общей протяжённостью 978 км была предложена Сталину Кагановичем, построена в короткий срок — за 6 месяцев — в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, и обеспечила эвакуацию населения и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем успех Сталинградской битвы[2][3].

Осенью 1941 года наступающие части вооружённых сил Германии и их союзники перерезали железную дорогу Москва — Курск — Харьков — Ростов-на-Дону, что вынудило переключить все воинские перевозки и грузопотоки с этой линии на приволжские, проходившие через Сталинград[4]. Железнодорожная сеть в этом районе была развита недостаточно и была представлена подходившими к городу тремя однопутными линиями, поэтому осенью и зимой 1941/1942 года началось расширение железнодорожной сети[5], со строительства дороги линии Верхний Баскунчак — Владимировка — Сталинград, порученного строительному управлению № 10 во главе с Михаилом Леонтьевичем Бондаренко[6].

К лету 1942 года были перерезаны все железные дороги к городу по правому берегу Волги. Поэтому запланированное ещё в январе строительство Волжской рокады вдоль левого берега Волги стало стратегической необходимостью[3]. Соответствующее решение Государственный комитет обороны принял 23 января 1942 года[2]. Это было предвидение, обеспечившее крупный выигрыш в решении стратегических задач войны[3]. Предполагалось открыть движение не позднее августа 1942 года[4], а в июле противник сосредоточил под Сталинградом 37 % пехотных и 53 % танковых моторизированных соединений от имевшихся на советско-германском фронте[5].

Постановлением ГКО от 15 февраля 1942 года № 1286/сс поручалось «… Народному Комиссариату Внутренних Дел производство изысканий, составление проекта и строительство ж. д. линии Свияжск — Ульяновск. Эта линия является северным звеном меридиональной ж. д. магистрали, которая должна пройти правым берегом Волги через Ульяновский узел — Сызрань — Вольск — Саратов — Камышин и на юге примкнуть к Сталинградскому узлу»[3].

22 февраля 1942 года был подписан приказ наркома внутренних дел Лаврентия Берии о создании Управления строительства Волжлага под руководством Ф. А. Гвоздёвского и распоряжение заместителя начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД СССР, начальника БАМпроекта Ф. А. Гвоздёвского об организации Свияжской экспедиции БАМпроекта, которой поручались изыскания и проектирование этой линии. Строительные организации были усилены сапёрными частями 5-й армии, возводившими оборонительные сооружения под Сталинградом[3].