Гвоздёвский, Фёдор Алексеевич


Фёдор Алексеевич Гвоздёвский (1901, Калач, Воронежская губерния[1] — 1962, Москва) — советский инженер путей сообщения, генерал-майор, дважды лауреат Сталинской премии.

Возглавлял БАМ-проект (1930-е гг.), строительство оборонительных сооружений южного звена Волжской рокады (Иловля — Саратов — Сенная; 1941 г.); руководил прокладкой участков БАМа (Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань; Тайшет — Лена), строительством железнодорожной линий Наушки — Улан-Батор (Монголия).

Родился в семье рабочего-кузнеца, с шестнадцати лет сам начал работать кузнецом в железнодорожных мастерских.

В 1918 г. вступил в РКП(б) и добровольцем в Красную армию. Воевал на Восточном фронте с белочехами и белоказаками, командующим 5-й армией М. Тухачевским был награждён именным оружием. Командовал ротой, эскадроном. За мужество и храбрость, проявленные в боях при взятии Уфы, награждён орденом Красного Знамени, который вручил лично М. Фрунзе. В составе Первой конной армии воевал против Деникина; летом 1920 г., будучи командиром кавалерийского полка, — против поляков, войск барона Врангеля; затем — против басмачей в Средней Азии. Получил звание комбрига; после ранения был уволен в запас.

Работал кузнецом и учился на рабфаке в Москве. В 1932 г. с отличием окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал на строительстве дороги Москва — Донбасс.

В июне 1938 г. назначен руководителем созданного БАМтранспроекта (в Наркомате путей сообщения, с 8 февраля 1939 г. — в НКВД СССР). С 4 января 1940 г. одновременно — заместитель начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства (начальник — Н. А. Френкель).