Железнодорожная линия в обход Украины


Железнодоро́жная линия в обхо́д Украи́ны — двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяжённостью 136,9 км[2] в стороне от государственной границы России и Украины.

Строительство участка Журавка — Миллерово началось в 2015 году. 7 августа 2017 года открыто рабочее движение[3]. 20 сентября открыто регулярное грузовое движение[4], 11 декабря 2017 года на линию полностью переведены транзитные пассажирские и грузовые поезда[5][6].

В перспективе рассматривается в качестве элемента инфраструктуры проектируемой высокоскоростной магистрали «Москва — Адлер».

Железная дорога двухпутная, электрифицированная. Проект предусматривал большой объём земляных работ — 40 млн м³, что позволило выровнять перепад высот и использовать магистраль как часть скоростного хода «Центр — Юг»[7]. На линии внедрена новейшая система микропроцессорной централизации (МПЦ) без использования светофоров, где применяются рельсовые цепи с плавающими стыками (такая же функционирует на Московском центральном кольце). Автоматика и телемеханика линии позволяют в будущем обеспечить движение поездов в беспилотном режиме, с использованием цифровых технологий и радиоканалов[8].

До середины декабря 2017[11] года небольшой участок железной дороги, связывающий Москву с Адлером, проходил по территории Украины. Длина участка составляет 37 км, на нём расположена железнодорожная станция Зориновка.

В 2010 году рассматривался проект строительства железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск в обход Украины протяжённостью 748 км[12], который должен был повысить пропускную способность железных дорог на направлении Центр — Юг.