Московское центральное кольцо


Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного[9][10] пассажирского транспорта в Москве[11][12], частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам[13]. Представляет собой городскую систему движения электропоездов[14] по основному ходу[15] Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — ГУП «Московский метрополитен»[16].

Московский метрополитен и департамент транспорта Москвы декларируют, что уровень обслуживания пассажиров «полностью соответствует стандартам метро» с точки зрения регулярности движения поездов, организации оплаты проезда и навигации[17]. Всё это создаёт единое с метрополитеном пространство[16]. В связи с этим Московский метрополитен позиционирует МЦК как 14-ю линию[18], однако по совокупности характеристик МЦК является не метрополитеном, а «городской электричкой»[19][20][21]. На вестибюлях станций наряду с логотипом РЖД присутствует логотип метрополитена. Маршрут обозначается на схемах метро белой линией с красной окантовкой под названием МЦК и порядковым номером Московское центральное кольцо[17][22][23]. Проектирование и строительство системы велось под обозначением Московская кольцевая железная дорога (МКЖД)[2][24]; в июне 2016 года было объявлено о том, что на схемах Московского метрополитена система будет обозначена как Вторая кольцевая линия метрополитена[16][17], а в июле 2016 года система получила официальное название Московское центральное кольцо (МЦК)[10].

Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 км, располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на западе, юго-западе и юго-востоке вплотную приближается к Третьему транспортному кольцу и проходит вдоль трассы последнего. На линии устроен 31 остановочный пункт с пересадками на 10 линий метро и 9 радиальных направлений железной дороги. Логистическая роль МЦК предполагает генерацию нового пассажиропотока и оттягивание его от метрополитена, а также связь и консолидацию радиальных направлений метро и железной дороги[25].

Как Московская окружная железная дорога магистраль была открыта в 1908 году, до 1934 года по ней осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки, затем — только грузовые и технического характера. После реконструкции два главных пути магистрали используются преимущественно для пассажирского движения. Для грузовых перевозок и технологического движения используется новый, построенный на большей части линии (37 км) третий главный путь[2][3]. Вся железнодорожная инфраструктура находится в собственности ОАО «РЖД»[26]. В ночной перерыв в целях диагностики и обслуживания пассажирские пути используются для технологического движения дефектоскопов, путеизмерителей, рельсосмазывателей, мотрис[27].