Департамент транспорта Москвы


Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (Дептра́нс Москвы) — отраслевой орган исполнительной власти города Москвы, формирующий и реализующий политику города в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры: предоставляет государственные услуги, управляет государственным имуществом в сфере транспорта, обеспечивает транспортную безопасность.

Первой системой городского общественного транспорта в Москве стал трамвай, запущенный в 1899 году. Впоследствии были введены в эксплуатацию: в 1924 году — автобус, в 1933 — троллейбус, в 1935 — метрополитен. Уже в постсоветскую эпоху в Москве была открыта монорельсовая система (2004 год), переведённая в 2017 году на экскурсионный режим[1][2].

Первым отраслевым органом, комплексно контролирующим функционирование городского транспорта столицы, стало Управление пассажирского транспорта Москвы, созданное решением Мосгорисполкома 31 июля 1958 года путём слияния действовавших с 1955 года Трамвайно-троллейбусного управления и Управления пассажирского автотранспорта[3][4]. 30 июля 1991 года постановлением Правительства Москвы № 26 Управление было преобразовано в Комитет пассажирского транспорта[5]. Распоряжением мэра Москвы Юрия Лужкова № 228/1-РМ от 13 августа 1996 года комитет был преобразован в Управление транспорта и связи комплекса городского хозяйства[6], переименованное в 2000 году в Управление транспорта и связи города Москвы[7], в 2004 году — в Департамент транспорта и связи[8], а в 2011 году — в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы[9]. В том же году должность руководителя департамента занял Максим Ликсутов, сменив на этому посту Николая Лямова, который остался в должности заместителя мэра по вопросам транспорта; по словам мэра Москвы Сергея Собянина, плюсом Ликсутова как нового руководителя департамента может быть его опыт работы в транспортном бизнесе[10][11]. Через год Собянин сместил Николая Лямова на другую должность, и 25 сентября 2012 года Максим Ликсутов стал заместителем мэра по вопросам транспорта[12].

Основные задачи департамента — разработка законодательства в сфере транспорта в Москве, контроль за соблюдением федеральных и местных законов в области транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение функционирования транспорта в Москве. С 2011 года департамент возглавляет Максим Ликсутов. Заместители руководителя — Татьяна Малашенкова, Гамид Булатов, Сергей Андрейкин, Дмитрий Пронин, Евгений Адамов, Алина Бисембаева, Андрей Корнеев и Александр Гаракоев[13][14].