Транспорт


В грузовых перевозках в настоящее время преобладает морской транспорт, на долю которого приходится 2/3 перевезённых грузов. Морской транспорт связывает главные мировые районы производства товаров, разделённые океанами — Европу, Америку, Японию, Китай. Доля железнодорожного (внутриконтинентального) транспорта в мировом грузообороте с середины XX века сократилась почти в 2 раза (до 15 %), при этом возрастает доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках первенствует автомобильный транспорт[5]. По данным Lloyd’s Marine Intelligence на 2012 год, 75 % мировой торговли осуществлялось морским путем, на долю железных дорог приходилось 16 %, на трубопроводные системы — 9 %, на воздушные перевозки — 0,3 % мировой торговли[6].

Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта — создание системы контейнерных перевозок, которая обеспечивает перевозку около 40 % генеральных грузов и создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе было намечено создать девять таких коридоров; из них два проходят через Россию: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса. Крупнейшими контейнерными морскими портами мира являются Сингапур, Гонконг и Шанхай[5].

Возрастает роль грузовых авиаперевозок. Авиацией перевозятся скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париж), срезанные цветы, а также электроника, детали и узлы машин[5].

Основная часть мирового пассажирооборота (около 80 %) приходится на автомобильный транспорт, на долю железнодорожного и авиационного транспорта приходится примерно по 10 %[5].

Водный транспорт осуществляет перевозки по водным путям, в том числе речной транспорт по внутриматериковым водоёмам, морской транспорт по океанам и морям. Если не учитывать стоимость создания и поддержания водных путей, водный транспорт дешевле, хотя и медленнее автомобильного и железнодорожного. Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль, он выгоден при массовых перевозках сырьевых грузов, например, угля, нефти, руды или зерна. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы — строительные материалы, уголь, руду — перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом)[7]. На перевозках грузов через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка).


Larousse universel en 2 volumes; nouveau dictionnaire encyclopédique publié sous la direction de Claude Augé (1922) (14596082918).jpg
Автомобильный транспорт. Англия
Грузовое речное судно
Судоподъёмный лифт
Круизное судно
Два вола и одна лошадь в одной упряжке
Автомагистраль во Франции
Грузовой поезд в России
Скоростной поезд ICE3, Германия
Пассажирский турбореактивный самолёт Airbus A319
Международный аэропорт Шереметьево
Дирижабль В-6 «Осоавиахим» 30-е годы, СССР
Импульсория — безмоторный локомотив с конным приводом в 1850 году