Тройка (транспортная карта)


«Тро́йка» — пополняемая транспортная карта[10], используемая для оплаты проезда в общественном транспорте Москвы, Московской области и в ряде других регионов России (в том числе и в отдельных городах). Постепенно число функций карты возрастает и будучи изначально строго транспортной картой Москвы, она превращается в полноценную платёжную систему. Доступна оплата «Тройкой» в ряде музеев России[11]. Введена после изменения системы тарифов на пользование городским транспортом Москвы 2 апреля 2013 года[12]. Используется уже в 38 регионах России. Планируется также и дальнейшее расширение использования системы в разных регионах России[13][14].

Из похожих проектов в Санкт-Петербурге действует «Подорожник», в Московской области — «Стрелка», в Уфе — «Алга», в Свердловской области — «Екарта», в Нижегородской области — «Ситикард», в Казани — «Транспортная карта», в Самарской области — «Объединенная транспортная карта».

«Тройка» представляет собой бесконтактную пластиковую карту Mifare Plus S, Plus X 2k[15][16], Plus EV1 2k[17] (в режиме SL1 - совместимости с Mifare Classic) или Mifare Classic EV1, предназначенную для хранения денежных средств, которые можно использовать только для оплаты проезда в общественном транспорте (начиная с 2015 года — также для оплаты некоторых других услуг); по сути является транспортным электронным кошельком[12][18][19].

С 2019 года все компоненты карты «Тройка» были локализованы и производятся в России (за исключением чипов)[20]; в 2022 году из-за введенных санкций было локализовано и производство чипов. Карта полностью производится в России[21].

Кроме того, М. С. Ликсутов, глава Департамента транспорта, во время первой презентации карты считал, что «Тройка» станет заменой проездных «Единый» на одну и две поездки[19]. В связи с этим стоимость разовой поездки с использованием электронного счёта карты «Тройка» с 2014 года повышалась на значительно меньшую сумму, чем стоимость аналогичного бумажного билета.