Железнодорожная сигнализация


Железнодорожная сигнализация — совокупность средств и объектов, обеспечивающих движение по железнодорожным путям.

Железнодорожная сигнализация предназначена для обеспечения безопасности и регулирования движения для эффективного использования железнодорожного транспорта. Для выполнения этих задач используются различные сигналы, а также системы управления движением поездов.

С момента создания железнодорожного транспорта выяснилась необходимость передавать машинистам движущихся поездов сообщения и указания, для их эффективного использования и безопасной эксплуатации так и была придумана железнодорожная сигнализация с использованием специальных изделий и условных знаков сообщения и указания передаваемых при их помощи. Эта система, при помощи которой производится теми или иными сигналами разрешение и указание движению поездов получила название сигнализация[1]. Так для российских железных дорог правила сигнализация были определены министерством путей сообщений в положении о сигналах от 1873 года и в правилах охранения и содержания железных дорог от 1883 года. В соответствии с этими руководящими документами сигналы были слуховые (звуковые[1]) — свистки[1], петарды[1], сигнальные рожки[1] и колокола, и оптические[1] — флаги (красный и зелёный)[1], цветные стекла фонарей[1], семафоры (железнодорожная светофорная сигнализация) и сигнальные огни, которые массово в основном и употреблялись. Например разрешение на выход поезда со станции, прохода его мимо станции, входа его на станцию сигнализируется при помощи особого рода аппаратов — семафоров.

В связи с большим количеством железнодорожных компаний в различных государствах, эксплуатирующих железные дороги, важную роль играет стандартизация железнодорожной сигнализации. В части государств и стран эти вопросы решены на государственном уровне, например в России.