Железнодорожный транспорт Украины


Железнодорожный транспорт Украины — сеть магистральных железных дорог на территории Украины. Также к железнодорожному транспорту относятся ведомственные железнодорожные ветви, промышленные узкоколейные и обычные железные дороги.

Железнодорожный транспорт играет значительную роль в обеспечении жизнедеятельности экономики Украины[1], на часть которого приходится 82 % грузооборота (без учета трубопроводного) и почти 40 % пассажирооборота осуществляемого всеми видами транспорта. Протяжённость железнодорожных линий находящихся в ведении Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины составляла на 2010 год почти 22 тысячи км, численность вагонов грузового парка 124,5 тысячи[1]. Износ основных фондов железных дорог составлял на 2010 год 80 %, почти 100 % износ был у окатышевозов, думпкаров, минераловозов. Степень износа электровозов составляла в 2010 году 89,3 % (1860 электровозов), магистральных тепловозов — 99,3 % (2493 тепловоза)[1]. Протяжённость электрифицированных железнодорожных линий — 9250 км.

На территории Украины действует также мощный железнодорожный транспорт промышленных предприятий, который играет исключительно важную роль в сфере производства. Общая развернутая длина этих железных дорог на конец 1997 года составляла 28 тыс. км.

Железнодорожная сеть страны имеет ширину колеи 1520 мм, есть также узкоколейные линии: Боржавская (123 км), Выгодская (7 км), Антоновка — Заречное (106 км), Рудница — Голованевск (130 км).

Железнодорожные стыки с другими государствами: с Россией (25 линий пересекают границу), Белоруссией (7 линий пересекают границу), Молдовой (14 линий пересекают границу, переходы по станциям Кучурган, Слободка, Басарабяска[2], Могилёв-Подольский, Кельменцы, Мамалыга) общая ширина колеи; с Румынией (4 пункта перехода), Венгрией (станции Чоп и Батево), Словакией (станции Чоп и Ужгород), Польшей (6 станций) — разная ширина колеи (1520 и 1435 мм), погранпереходы со сменой ширины колеи. Имеется железнодорожная паромная переправа Черноморск — Варна (Болгария). Не все стыки задействованы, часть не функционирует по разным причинам.

Территория, ныне занимаемая украинским государством ранее входила в СССР, а ранее частично в Российскую империю и отдельные территории в Австро-Венгерскую империю. Именно в XIX веке и первое десятилетие XX века и появились первые железнодорожные линии на этой территории, затем в XX веке происходило развитие железнодорожной сети на современной территории Украины.