Железнодорожный транспорт в Нидерландах


Железнодорожный транспорт Нидерландов находится под управлением правительственного агентства ProRail, которое выдаёт концессии на использование сети железных дорог различным операторам. Протяжённость железнодорожной сети составляет 2809 километров. Железнодорожный путь имеет ширину колеи 1435 мм.

Первая железнодорожная линия в Нидерландах между городами Амстердам и Харлем была открыта в 1839 году. Вскоре она была продлена до Гааги и Роттердама. Изначально ширина колеи составляла 1945 мм, но в 1866 году была перестроена на стандартную колею 1435 мм. Дальнейшее развитие происходило в XIX веке. В XX веке большинство главных линий были электрифицированы (первой электрифицированной линией в 1908 году стал участок Гаага — Роттердам).

В 1938 году большинство частных железнодорожных компаний были объединены в компанию Nederlandse Spoorwegen. Она монопольно владела всем железнодорожным транспортом до 1992 года. С этого времени появилось несколько конкурирующих компаний:

Несмотря на это Nederlandse Spoorwegen остается основным оператором на рынке железнодорожных перевозок.

В сфере грузовых перевозок лидерство принадлежит оператору Railion. Существует несколько мелких компаний, занимающихся грузовыми перевозками:

Железнодорожный транспорт соединяет почти все крупные города страны и ориентирован, в основном, на пассажирские перевозки. Основной объём грузовых перевозок приходится на линию, соединяющую Порт Роттердама и сталелитейные предприятия Koninklijke Hoogovens. Грузовые составы следуют по тем же трассам, что и пассажирские поезда, за исключением открытой в 2006 году линии между Роттердамом и Германией (см. Линия Бетюве).