Железнодорожная артиллерия


Железнодоро́жная артилле́рия, ранее писалось Железно-дорожная артиллерия[1] — особый тип артиллерии, применявшийся в конце XIX столетия и в XX веке.

Железнодорожная артиллерия была представлена орудиями особой мощности, установленными на железнодорожную платформу или железнодорожный транспортёр. В литературе встречается название артиллерия на железнодорожном ходу[2], Артиллерия железнодорожного типа[3].

Артиллерия, как необходимая принадлежность войска (вооружённых сил), появилась вскоре после изобретения пороха[4]. Пройдя огромный путь развития она приобрела различные виды и типы, и одним из них стала артиллерия железнодорожного типа.

Немецкие войска для первых железнодорожных установок стали использовать полевые орудия с колёсными лафетами (это было на первых установках завода «Сен-Шамон»). Однако уже в 1917 году вышли в свет мощные установки с 389-мм орудиями типа «Е» и «В»[5].

В 1918 году произошло событие огромной важности; оно заставило по-другому взглянуть на железнодорожную артиллерию[5].

23 марта 1918 года, в 7.15 утра, Париж услышал очень мощный взрыв «чего-то, упавшего на набережную реки Сены». Через 15 минут последовал новый, второй взрыв, но теперь уже на улице Карла V. На столицу Франции с аэростатов и дирижаблей падали бомбы. Однако на этот раз случилось что-то в новом роде. Высказывались разные предположения и точки зрения, вплоть до самых нелепых — например, «стреляет пневматическая пушка, якобы установленная в самой столице». Между тем, мощные взрывы продолжались целый день; всего же их было 21. Были и потери: было убито 15 человек, ранено — 36. Улицы Парижа сделались пустыми; множество жителей, панически испугавшихся, бросилось на вокзалы. Специалисты сразу же догадались, что происходил обстрел, производимый с помощью какой-либо новой сверхмощной пушки. По полёту снарядов к цели специалисты определили направление, откуда осуществлялась стрельба. Вскоре французские лётчики обнаружили в лесу юго-западнее Лиона три артиллерийские железнодорожные установки, принадлежащие немецким войскам. Местонахождение установок исчислялось в расстоянии 125 километров от Парижа. Установки находились очень глубоко в немецком тылу, и поэтому единственной, способной «противостоять» им, оказалась 34-см в 45 калибров длиной морская пушка, находившаяся на железнодорожном транспортёре. Однако, в пределах досягаемости оказалась только одна установка немцев. Французским войскам удалось подвезти свой транспортёр к немецким позициям; сделали это со стороны холма; холм прикрывал от прямого наблюдения. Для того, чтобы ввести в заблуждение звуковые пеленгаторы немцев, на расстоянии нескольких сот метров от основной установки поместили ещё две, только меньшего калибра. Они начали стрельбу раньше на несколько секунд[5].