Железная дорога Байконура


Желе́зная доро́га Байкону́ра — вторая по протяжённости (после Обско-Карской) ведомственная железнодорожная сеть Российской Федерации. Расположена на территории арендованной Россией у Казахстана до 2050 года.

Находится под управлением Государственной корпорации «Роскосмос» в лице АО «ЦЭНКИ». Предназначена для обслуживания наземной инфраструктуры космодрома Байконур.

В 1954 году в СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского испытательного полигона для пусков и испытаний межконтинентальных баллистических ракет (НИИП № 5), в настоящее время известного как космодром «Байконур»[1].

В январе 1955 года на станцию Тюратам Западно-Казахстанской железной дороги прибыли два военных эшелона. В одном из них находились военные строители, в другом размещались специальный противочумный и банно-прачечный отряды. Весной прибыл начальник строительства инженер-полковник Г. М. Шубников, тот самый, что руководил возведением монумента воину-освободителю по проекту Е. В. Вучетича в Трептов-парке в Берлине.

Средь голой степи были развёрнуты жилые лагеря. Эшелоны с тяжелой техникой и материалами шли в Тюратам непрерывно. Всё строилось одновременно – стартовые площадки, пусковые комплексы, монтажно-испытательные корпуса, жилой поселок Ташкент-90, впоследствии ставший городом Байконуром.

Строительство железных дорог выполнялось силами отдельных батальонов железнодорожных войск. Каждый очередной объект полигона начинался с подъездных путей. Первые рельсы пошли от Тюратама на север, к стартовой площадке номер один («Гагаринский старт»). Сюда паровозами доставлялись платформы с экскаваторами и тяжёлыми бульдозерами. Но, ещё до окончания строительства Гагаринского старта, с другой площадки, был осуществлён первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Это событие случилось 6 мая 1957 года.