Жомбояи, Янош


Янош Жомбояи[1], также встречается написание фамилии Жомбойяи[2][3] и Жомбойаи[4] (венг. Zsombolyai János; 30 января 1939 — 4 января 2015, Будапешт) — венгерский кинематографист (оператор, сценарист, режиссёр художественного и документального кино). Номинант и лауреат нескольких кинофестивалей, двукратный лауреат венгерской премии им. Белы Балажа (1967 и 1972)[5][6], заслуженный артист ВНР.

С 1957 стал осваивать профессию под наставничеством знаменитого кинооператора Дьёрдя Иллеша в Будапештской академии театрального и кинематографического искусства[венг.], закончив её в 1961 году.

С 1961 по 1966 год работал на Венгерском телевидении оператором и режиссёром короткометражной и документальной съёмки.

В 1966 году начал работать оператором художественного кино на крупнейшей венгерской киностудии Mafilm[венг.], сотрудничая в качестве оператора, а позже и оператора-постановщика с такими режиссёрами, как Нандор Беднаи[венг.], Карой Макк и Имре Михайфи[венг.]. С 1975 стал снимать фильмы и сам, его первой режиссёрской работой стал фильм «Кенгуру»[венг.], получивший массовое одобрение критики, ставший одним из популярнейших в Венгрии фильмов своего периода[5][6], а впоследствии обретший в Венгрии культовый статус[7].

Многие фильмы с участием Жомбояи в качестве оператора или режиссёра заслужили показ на крупных кинофестивалях разных стран. Две из его режиссёрских работ («Брак без обязательств» 1980 года и «На пути к смерти» 1990-го) были удостоены номинации на главные призы (включением в основную конкурсную программу) Чикагского фестиваля и Берлинале, ещё два удостоены призов: фильм «Кузнецы» (1975) — спецприза кинофестиваля в Кракове, а «Не высовываться!» (1978) — главного приза жюри Монреальского международного кинофестиваля[6].

С середины 1960-х годов Янош Жомбояи совмещал работу (достигнув к 1995 поста главы кинопроизводства студии Mafilm) с преподаванием в родной академии, пройдя с 1965 по 1997 год путь от адъюнкта до полного профессора. Ушёл на покой в 2004 году[6].