ЗИЛ-158


ЗИЛ-158 (или ЛиАЗ-158) — советский городской автобус производства завода имени Лихачёва и Ликинского автобусного завода.

С 1957 по март 1960 года выпускался на ЗИЛе: доукомплектовывались ранее собранные в немалом количестве кузова (последний заводской номер ЗИЛа: 9515). С 1959 по 1970 год серийное производство шло на ЛиАЗе. ЗИЛ-158 был основной моделью автобуса в городских автобусных парках Советского Союза в 1960-х и начале 1970-х годов. На ЛиАЗе собрано и выпущено более 62 350 автобусов. Сборка велась до конца 1969 года. Самые последние прибывшие в Москву 158-е пришли в феврале 1970-го в 10-й автобусный парк. Последующая модель ЛиАЗ-677 выпускалась параллельно со 158-м в возрастающих количествах начиная с 1967 года, но из-за дефектов ГМП 158-ю модель не снимали с производства до января 1971 года.

ЗИЛ-158 представлял собой дальнейшую модернизацию автобуса ЗИС-155. Отличался удлиненным на 770 мм кузовом с увеличенной до 60 человек номинальной пассажировместимостью (32 места для сидения), измененным дизайном передней и задней масок, изменёнными боковыми окнами, а также двигателем с увеличенной на 9 % мощностью. Первые ЗИЛ-158 имели окна в вентиляционных люках в крыше, а также окна по углам на задних скатах крыши (вскоре и от тех, и от других отказались).

В связи с возраставшей потребностью больших советских городов во вместительных автобусах и невозможностью дальнейшего наращивания параллельного выпуска автобусов на ЗИЛе из-за увеличения производства грузовиков выпуск модели ЗИЛ-158 в 1959—1960 годах был передан на Ликинский автобусный завод.

В 1961 году на ЛиАЗе был начат выпуск модернизированного автобуса ЗИЛ-158В. Он отличался от ЗИЛ-158 однодисковым сцеплением, коробкой передач ЗИЛ-164А и изменённым передаточным числом главной передачи (7,63 против 9,28 на ЗИЛ-158), а также тормозным краном другой конструкции.

В Москве ЗИЛ-158 и 158В преобладали в автобусных парках с конца 1950-х до 1974 года, а последние машины были сняты с эксплуатации в 1978 году. В некоторых городах Советского Союза эксплуатация ЗИЛ-158В продолжалась и в начале 1980-х годов.