ЗИС-110


ЗИС-110 — советский легковой автомобиль высшего и представительского класса Завода имени Сталина, первый послевоенный автомобиль автопрома СССР. ЗИС-110 сменил на конвейере ЗИС-101. Производство началось в 1945 году и закончилось в 1958 году, когда его, в свою очередь, заменил ЗИЛ-111. 26 июня 1956 года завод по приказу Н. С. Хрущёва в рамках борьбы с культом личности Сталина получает имя И. А. Лихачёва — и автомобиль переименовывается в ЗИЛ-110, а с 1958 года данный класс автомобилей становится привилегированным: прекращается их массовое изготовление и они не допускаются для использования кем-либо, кроме лиц из высшего руководства страны. Таким образом, модель «110» является последней массовой серийной моделью данного класса, которая не была ограничена в своём применении и была доступна для граждан, вне зависимости от занимаемой ими должности[1]. Всего выпущено 2089 экземпляров всех модификаций.

К проектированию нового представительского лимузина группа инженеров ЗИСа, возглавлявшаяся 33-летним главным конструктором завода Борисом Фиттерманом, приступила в 1943 году[2]. За основу был принят американский автомобиль высшего класса «Packard Super Eight»[англ.]. Кроме личных пристрастий Сталина, любившего марку «Паккард», выбор обоснован лидирующими позициями американской автопромышленности и относительной доступностью воспроизведения в условиях СССР заложенных в конструкцию технических решений[3].

Ведущий конструктор ЗИС-110 Андрей Островцев решил отойти от «высочайшего заказа» и спроектировать для автомобиля собственный кузов, получивший по практике того времени отдельное обозначение ЗИС-140[4]. В Автопроме СССР прямого копирования не предполагалось, поэтому и пришли к такому решению. Оперение кузова и вся декоративная отделка, фурнитура, оборудование и оформление салона хотя и были выполнены в стиле «Паккарда», но ни в какой мере не были с ним взаимозаменяемы.[5].

Английский автомобильный историк Майкл Седжвик утверждает, что в годы войны под давлением правительства США в СССР были проданы штампы для изготовления кузовных панелей ЗИС-110. Предположение основано на известном факте поставки аналогичного оборудования для штамповки кузова ЗИС-101 кузовным ателье Budd, что обошлось государству в полтора миллиона долларов и заняло 16 месяцев[6].

При этом штампы были не отфрезерованы из стали, как это делается обычно в практике автомобилестроения, а отлиты из цинк-алюминиевого сплава — это позволило в условиях нахождения завода в эвакуации снизить стоимость и трудоёмкость изготовления[7]. Такие штампы могли выдержать лишь ограниченное количество рабочих циклов, но для модели такого класса с небольшим объёмом выпуска это решение оказалось приемлемым.

В облике нового ЗИСа заводским художникам-конструкторам удалось свести воедино фирменные «паккардовские» решения дизайна с современной архитектурой кузова «Клиперов»[англ.].