Завод аэропланов Анатра


Завод аэропланов Анатра — один из шестнадцати[уточнить] крупных авиазаводов Российской империи, основанный предпринимателем А. А. Анатрой. Накануне 1917 года — третий по мощности завод империи. За период с 1914 по 1917 годы на заводе Анатра было построено более тысячи машин: 1 056 в Одессе и около 50 — филиалом завода в Симферополе.

Основой для завода стала ремонтная мастерская Одесского аэроклуба, президентом которого в 1910 году стал А. А. Анатра[1], расположенная в западной части города вблизи ипподрома, который первое время служил испытательным аэродромом[2].

Затем А. А. Анатра приобрел земли в районе 4-й станции Черноморской дороги, куда и был переведен аэродром[3].

10 июня 1913 года мастерские А. А. Анатра получили первый заказ на производство пяти самолётов Фарман-IV — лицензионных копий французского образца, которые были построены к ноябрю 1913 года.

Первый год завод работал в качестве сборочного. Двадцать три рабочих в 1914 году собирали из импортируемых узлов самолёты французских конструкций Фарман, Вуазен, Моран, Ньюпор-IV — пять машин в месяц. На заводе также строили глиссеры оригинальных конструкций, легкие мотоциклы, ремонтировали автомашины[2][3].

Начало Первой мировой войны принесло заводу крупные заказы от военного ведомства. Завод был реконструирован: на Стрельбищном поле построены корпуса заводоуправления, столярного, моторного, сборочного отделений, сварочного цеха. На улице Канатной, 33, открылось отделение завода со слесарным и штамповочным цехами, на Французском бульваре — отделение механической обработки, на улице Ольгиевской, 5 (возле Пересыпи) — деревообделочный цех.[3][4]