Заволжский моторный завод


Заволжский моторный завод (ЗМЗ)[2] — российский завод по производству автомобильных бензиновых и дизельных двигателей в городе Заволжье Нижегородской области.

В марте 1956 года, согласно постановлению Совета министров СССР, в посёлке Заволжье Горьковской области, началось строительство завода по производству запчастей и алюминиевого литья для автозавода ГАЗ. 17 апреля 1958 года вышло другое постановление СМ СССР о перепрофилировании завода в моторный, на котором должны были выпускать автомобильные моторы для Горьковского и ряда других автозаводов. Для этого с ГАЗа, на ставший уже теперь Заволжский моторный завод (ЗМЗ), была передана документация на производство ряда двигателей[3].

4 ноября 1959 года был выпущен первый двигатель ЗМЗ-21А для легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга», производство этого двигателя продолжалось вплоть до 1976 года. В 1960 году для создания новых двигателей был создан отдел главного конструктора (ОГК). С начала 1960-х годов началось производство двигателей для Горьковского, Ереванского и Ульяновского автозаводов, а также Павловского, Курганского и Рижского автобусных заводов. Кроме того, началось производство двигателей ЗМЗ-53 и его модификации ЗМЗ-66 для грузовых автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. В середине 1960-х началось создание нового легкового двигателя ЗМЗ-24, для ГАЗ-24 «Волга». Уже в декабре 1968 года завод рапортовал о 4-цилиндровом 1 000 000-м выпущенном двигателе марки ЗМЗ, а в 1975-м 1 000 000-м 8-цилиндровом. Также в 1969 году завод передал техническую документацию двигателей для Ульяновского автозавода (УАЗ), Ульяновскому моторному заводу.

В 1980-е годы на заводе был создан новый 4-цилиндровый двигатель ЗМЗ-406, на основе этого двигателя был создан целый модельный ряд для автомобилей ГАЗ и УАЗ. Также в 1990-х годах были освоены двигатели для автомобилей «ГАЗель», УАЗ-3160 и ряда других.

17 апреля 2018 года — 60 лет со дня образования Заволжского моторного завода, за 60 лет выпущено около 14,8 млн двигателей.[источник не указан 898 дней]

В конце 2021 года, после почти 60-летнего производства, были сняты с производства двигатели V8 семейства ЗМЗ-53[4]. Также в 2021 году появилась информация о возможном закрытии предприятия[5].