Законодательный процесс в Европейском союзе


Законодательный процесс[1] Европейского союза главным образом осуществляют Европейский парламент и Совет Европейского союза. Эти два органа (институции) формально называются Объединённым законодателем.[2] Компетенция создания и изменения законодательства поделена между ними в равной части, в то время как возможность инициировать законы принадлежит Европейской комиссии.

Обычно законодательное предложение для того, чтобы стать законом, требует утверждения Парламентом и Советом. Относительная власть конкретной институции в процессе зависит от того, какая законодательная процедура используется и сферы, к которой относится предложение. В большинстве случаев они принимают равное участие; иногда преимущество имеет Совет Европейского союза. Сферы и соответствующие процедуры определены Договорами Европейского союза.

Возможность вносить поправки в договоры Европейского союза, которые иногда называют Основным законом Союза или даже фактической Конституцией, принадлежит государствам-участникам и такие изменения должны быть ратифицированы ими в соответствии с их конституционными требованиями. Исключением могут быть так называемые упрощённые пункты, которые предусматривают изменение процедуры, которая используется в определённой сфере без фактического изменения договоров.

Европейский парламент насчитывает 705 депутатов, которых выбирают каждые 5 лет на основе всеобщего избирательного права. Парламент организуется, как многопартийный орган, а члены парламента работают в его комитетах[en] и являются частью политических групп, а не национальных делегаций. Тем не менее, парламентские политические группы очень слабые из-за их статуса широких идеологических групп, состоящих из существующих национальных партий.

Парламентская власть значительно усилилась по сравнению с 50-ми годами, поскольку новые законодательные процедуры предоставляли больше равенства между Парламентом и Советом. Парламент также получил больше полномочий при назначении Европейской комиссии, которая всегда была ответственна перед парламентом (Парламент имеет право выразить ей недоверие).

Совет Европейского союза представляет правительства государств-членов, а потому количество участников соответствует количеству государств, однако голоса распределены согласно количеству населения каждой. Поэтому работа Совета не зависит от политических групп и вместо работы в комитетах, большинство её работы осуществляется дипломатическими представителями (COREPER[en]).