Закон о социальном обеспечении (1935)


Закон о социальном обеспечении[1] (англ. Social Security Act of 1935, SSA) — американский законодательный акт, принятый Конгрессом США в период «Нового курса» Франклина Рузвельта — в 1935 году; закон, ставший ответом администрации президента на инициативу врача Фрэнсиса Таунсенда, создал программу социального обеспечения, а также — страхование от безработицы. В 1937 году закон был рассмотрен Верховным судом США и признан соответствующим конституции. В последующие десятилетия программа социального обеспечения способствовала резкому снижению уровня бедности среди пожилых людей, при этом расходы на социальное обеспечение стали основной частью федерального бюджета.

«Социальное обеспечение» стало ключевой частью программы реформ Второго нового курса. Идея «избавиться от лишних работников» — особенно тех, кто был старше 65 лет — постепенно находила всё больше сторонников. Система гарантированных правительством пенсий по старости переходила из области маргинальной экономической мысли в мейнстрим. По совету своих помощников, обеспокоенных конституционностью нового подхода, Рузвельт разделил свой многокомпонентный пакет законодательных инициатив на две части: «Закон об ассигнованиях на чрезвычайную помощь» составлял первую частьПерейти к разделу «#«Закон об ассигнованиях на чрезвычайную помощь» (1935)»[k 1]; страхование от безработицы и пенсии по старости были включены в отдельный законодательный акт — «Закон о социальном обеспечении» (SSA)[2].

Именно «Закон о социальном обеспечении» для многих стал символом Нового курса. Закон — являвшийся сложной комбинацией «запутанных человеческих мотивов», экономических расчетов, идеалистических представлений, «политических игр», межпартийных маневров, актуарных расчётов и конституционных ограничений — во многом определил дальнейших ход истории США[3].

В середине 1934 года Рузвельт поручил министру труда Фрэнсис Перкинс возглавить комитет правительства, созданный для подготовки законодательства о социальном обеспечении: президент напутствовал её словами «мы должны начать делать это сейчас, иначе это дело не начнется никогда». Преодолевая свойственные для того времени представления о невозможности для женщины занимать пост министра, граничившие с мизогинией, Перкинс использовала влияние женской фракции Демократической партии и собственный опыт решения трудовых конфликтов для того, чтобы провести уникальный закон[4][5].