Занос — нарушение движения автомобиля или мотоцикла вдоль продольной плоскости колёс. Вызывается умышленно водителем (для скоростного прохождения поворотов[1]), либо неумышленно.
В отличие от автомобилей, двухколесные мотоциклы неспособны к устойчивому движению в управляемом заносе, кроме спортивных, например в спидвее, где мотоциклы проходят виражи исключительно в управляемом заносе.
Кроме того, в некоторых региональных диалектах заносом называют вынос, то есть, превышение радиуса кривой, описываемой при движении в повороте задними крайними точками корпуса над радиусом кривой, описываемой внешним колесом неповоротной оси (либо, в случае трамваев, радиусом внешнего рельса), особенно у длинномерных транспортных средств или прицепов (полуприцепов).
Разработан ряд рекомендаций для водителей по вождению автотранспорта с целью предотвращения опасности заноса[2][3][4].
Занос автомобиля при движении на повороте возникает, когда центробежная сила превышает силу сцепления колес автомобиля с дорогой: . Здесь — масса автомобиля, — скорость автомобиля, — радиус поворота (расстояние от центра поворота до середины задней оси), — коэффициент сцепления колес автомобиля с полотном дороги, — ускорение свободного падения. Таким образом, предельная скорость движения автомобиля на повороте составляет .[5]