Западно-Сибирская железная дорога


Западно-Сиби́рская железная дорога (З-СибЖД) — государственная (казённая) железная дорога образованная в 1896 году. В 1900 году объединена со Средне-Сибирской железной дорогой в Сибирскую железную дорогу. Вновь образована в 1961 году за счёт слияния Омской и Томской железных дорог[1]. Один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги». Железнодорожная сеть дороги пролегает в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края России, а также частично по территории Павлодарской области Казахстана. Значительная часть сети — участок Транссибирской магистрали. Протяжённость линий на 2009 год — 6000 км. Управление находится в Новосибирске. Начальник — Александр Валерьевич Грицай (с мая 2018[2]). Награждена орденом Ленина (1966).

Железная дорога была построена в период 1892—1896 гг. за счёт средств казны. Открытие состоялось в октябре 1896 года[3]. Дорога проходила по землям Оренбургской, Тобольской, Томской и Иркутской губерний, а также Акмолинской области. Протяжённость дороги на 1899 год — 1408 км.

Железная дорога была построена однопутной. Максимальный продольный уклон пути был 7,4 ‰, наименьший радиус кривых в поворотах — 430 [4]. Объём земляных работ составил 17 млн м³. Путь уложен стальными рельсами типа 27 кг/м длиной по 8,5 м. На дороге было сооружено 7 чугунных труб отверстием по 1 м и 2 каменные трубы, 258 деревянных мостов и 4 моста с металлическими пролётными строениями. Построено 9 каменных вокзалов (1 — второго класса, 3 — третьего класса, 5 — четвёртого класса) и один деревянный вокзал пятого класса; из дерева возведены 167 сторожевых домов, 110 полуказарм и 67 казарм[3].

Дорога находилась в ведении Министерства путей сообщения, управление дороги находилось в Челябинске. 1 января 1900 года вместе со Средне-Сибирской железной дорогой вошла в состав Сибирской железной дороги[5]. В 1913 году из состава Сибирской железной дороги выделена Омская железная дорога (участок от Челябинска до Оби). В 1915 году при ликвидации Сибирской железной дороги образована Томская железная дорога.

3 марта 1934 года часть Томской железной дороги передана в состав образованной Восточно-Сибирской железной дороги[6]. 20 октября 1940 года из состава Омской железной дороги выделена Карагандинская железная дорога (г. Акмолинск)[7]. 9 мая 1961 года части Омской и Томской железных дорог объединены в Западно-Сибирскую железную дорогу[8]. 17 января 1979 года из состава дороги выделена Кемеровская железная дорога[9], которая в 1996 году присоединена обратно. 1 октября 2003 года дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги».

Развёрнутая длина главных путей магистрали составляет 8 985,6 км, эксплуатационная длина — 6 000 км. В состав дороги входит часть Транссиба и часть Южно-Сибирской магистрали.