Западный канон


Западный канон (англ. Western canon, от др.-греч. κανών, kanṓn — норма, правило, стандарт) — культурный канон западной цивилизации, «сокровищница» западной культуры, классические произведения изобразительного искусства, литературы, философии, музыкальные произведения.

Не все произведения западного канона были созданы западными авторами. Западный канон — это «определённая западная интеллектуальная традиция, идущая в философии от Сократа до Витгенштейна, и от Гомера до Джеймса Джойса в литературе»[3]. Библия, продукт древней еврейской культуры Леванта, оказала значительное влияние на формирование западной культуры. Она вдохновляла многих авторов памятников человеческой мысли, литературы и искусства[4].

Литературный канон практически не меняется со временем. В американской и европейской образовательной и интеллектуальной среде в 1980—1990-е годы происходили литературные дебаты[5], в рамках которых предлагалось включить в него больше женщин-литераторов и представителей расовых меньшинств[6]. В то же время, каноны музыки и изобразительного искусства были расширены, и стали охватывать Средневековье и последующие века. Более новые средства информации, например кино, заняли в каноне сомнительное положение[7]. В течение XX века во всём мире растёт интерес к значительным художественным произведениям Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки, включая бывшие европейские колонии[8].

Классика (от лат. classicus) — обозначение исторической эпохи, а также определённой эстетической нормы. Уже в эллинистическое время достижения предшествующей эпохи (V—IV вв. до н. э.) воспринимались как некий образец. Произведения искусства и словесности всё больше канонизировались и чаще воспроизводились. Ещё Авл Геллий, римский писатель II века, в сборнике «Аттические ночи» (лат. Noctes Atticae) (19, 8, 15) обозначал этим словом нечто образцовое, высококлассное в литературных произведениях[9]. В Александрийской библиотеке учёные использовали термин «принятый, включённый» (др.-греч. Hoi enkrithentes) или «классики» (лат. classici) для обозначения наиболее выдающихся авторов и их произведений[10][11]. Раннехристианские отцы церкви использовали термин «канон» для ранжирования авторитетных текстов Нового Завета. Они учитывали расходы на пергамент, папирус и механическое воспроизведение книг, таким образом, включение книги в «канон» гарантировало ей сохранение[12].