Западный марксизм


За́падный маркси́зм (англ. Western Marxism) — так называется марксизм, получивший развитие на Западе после Октябрьской революции[1].

Это течение, которое, с одной стороны, противостоит сталинской интерпретации марксизма[2], критически отзываясь и о «реальном социализме» в СССР 1930—1980 гг.[3], а с другой — критически развивает наследие Маркса и Энгельса, критикуя капиталистическую систему. Основоположниками принято считать Дьёрдя Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши[4]. В рамках этого направления сформировались две основные традиции: «Диалектико-гуманистическое» и «Сциентистское».

«Диалектико-гуманистическое», предлагавшее поставить человека в центр марксистской философии. В данном случае сочетаются разработки Маркса из «Экономическо-философских рукописей 1844 года» и фрейдизм, экзистенциализм, неогегельянство. В данное направление входят:

«Сциентистское направление», предлагавшее поднять марксизм на высокий научный уровень, очистив его от абстрактного философствования.

С 60-х годов XX века наиболее крупным автором западного марксизма постепенно становится синтезировавший идеи диалектико-гуманистического и сциентистского направления Юрген Хабермас. Главным разногласием Хабермаса с Франкфуртской школой, а особенно с его предшественниками Адорно и Хоркхаймером, является отрицание книжного характера философии и требование, чтобы философия изменяла мир, а философы участвовали в политическом процессе. Кроме того, по мнению Хабермаса, процесс самосозидания человечества не ограничивается только трудовой сферой, на чём настаивали ортодоксальные марксисты и с чем соглашались создатели «критической теории», в частности Хоркхаймер и Адорно.

Но это — разногласие Хабермаса именно с ортодоксальным марксизмом, а не с Марксом, который марксистом не был. Хабермас под современным марксизмом обычно понимает именно учение К. Маркса, Ф. Энгельса, Розы Люксембург, А. Грамши, а не тот марксизм, сторонником которого Маркс не был. Маркс в «Немецкой идеологии» отвечает Бруно Бауэру, что никогда не говорил о коммунизме через призму потребностей и потребления: Маркс и его сторонники, в отличие от марксистов, о коммунизме говорят в ином аспекте — как о процессе постоянного роста самосознания, который как раз и изучает Хабермас.