Запасное колесо


Запасное колесо (запа́ска) — это перевозимое в автомобиле дополнительное колесо для замены спущенного, проколотого колеса или для иного непредвиденного случая. В некоторых языках по традиции говорят «запасная шина», сейчас это название не совсем уместно: бескамерную шину нельзя надеть на диск без специальных приспособлений, поэтому в качестве запасного возят всё колесо в сборе. Некоторые запасные колёса (аварийное колесо, «докатка») не предназначены для поездок на дальние расстояния; максимальная эксплуатационная скорость для большинства из них — 80 км/ч.

На заре эпохи автомобильного транспорта автомобили ездили по обычным грунтовым дорогам, на которых встречались разбросанные гвозди от лошадиных подков. Проколы колёс были обычным делом и заставляли водителя скрутить колесо, снять с него шину, заклеить камеру, надеть шину обратно, накачать её и закрепить колесо на место. Первые машины, оборудованные запасным колесом и шиной — модель Rambler[англ.] компании Thomas B. Jeffery Company. Сменное колесо и уже надетая шина на Rambler означали, что автомобилист мог быстро заменить проколотое колесо. Проколотую шину можно было отремонтировать в более удобное время и удобном месте.

Сочетание колеса и заранее надетой шины стало настолько популярным среди автомобилистов, что перевозка сразу двух запасных колёс пошла за правило. Автопроизводители часто оборудовали машины одним или двумя боковыми креплениями для запасных колёс. Запасные колёса устанавливались за передними крыльями, так как хорошо сочетались с навесными подножками (узкий порог служил ступенькой снизу дверей).

В 1941 году правительство США запретило запасные колёса на новых машинах. Нехватка ресурсов, вызванная Второй мировой, привела к появлению квот и законов для сохранения резины, выпускаемой за границей. Подобный запрет был также реализован США в 1951 году на период войны в Корее.

Современные автомобили оснащаются полноценными запасными колёсами, аварийными колёсами или колёсами с технологией «Run-flat».

Аварийное колесо (дока́тка) — это небольшое запасное колесо, которое устанавливается на месте колеса с проколотой шиной в условиях, когда возможность отремонтировать шину отсутствует и нужно доехать до ближайшей шиномонтажной мастерской или своего гаража.[1]


В случае прокола колеса приходится воспользоваться запасным колесом
Два крепления запасных колёс за передними крыльями в Nash Ambassador[англ.] 1931 года.
Аварийное колесо в багажнике AMC AMX[англ.] 1970 года с воздушным балончиком для одноразовой накачки.
Полноценное запасное колесо в багажнике. Jeep Grand Cherokee 1993 года.
Запасное колесо в сборе в отсеке двигателя Renault 14