Заря (шхуна)


Шхуна «Заря» (Яхта «Заря») — судно, на котором была совершена Русская полярная экспедиция под руководством барона Э. В. Толля в 1900—1902 годах.

Целью экспедиции было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи — открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова).

На приобретение судна Российским правительством было ассигновано 60 000 рублей. В 1899 году в Норвегии был приобретён трёхмачтовый зверобойный барк «Харальд Харфагер» (норв. Harald Harfager). Это судно рекомендовал Толлю Фритьоф Нансен как подобное знаменитому «Фраму».

Заново проконопаченный и отремонтированный, обшитый новым противоледовым поясом барк переводят на верфь Колина Арчера в порт Ларвик. Здесь на «Заре» полностью перестроили все помещения, которые должны были быть приспособлены для проведения экспедиций в Арктике. Промежуточные межпалубные переборки были заменены новыми, а между фок- и грот-мачтами была возведена палубная надстройка с семью каютами для членов экипажа. С точки зрения отечественной океанологии «Заря» ознаменовала начало нового этапа в этой науке: это было первое в России научно-исследовательское судно для проведения морских комплексных исследований, полностью переоборудованное для выполнения специальных работ в арктических условиях[1].

В связи с тем, что в экспедицию снаряжались всего 7 палубных матросов, значительной переделке подверглось парусное вооружение, прямые паруса оставили лишь у фок-мачты. Уменьшилась площадь парусов и увеличилась зависимость судна от запасов угля[2]. В итоге, после реконструкции парусному вооружению судно стало соответствовать типу шхуна-барк или баркентина.

Поскольку «Заря» отправлялась в рейс под флагом Невского яхт-клуба, она получила статус яхты. После завершения работ в октябре 1899 года «Зарю» осмотрело норвежское бюро «Веритас» и выдало аттестат дальнего плавания на три года.