Застройки на территории железнодорожного вокзала города Арыс


Застройки на территории железнодорожного вокзала (каз. Теміржол вокзалы аумағындағы құрылыстар) — архитектурный ансамбль построек в городе Арыс Туркестанской области Казахстана. Входит в список памятников истории и культуры местного значения Туркестанской области, так как представляет собой пример целостной и гармоничной композиции городской застройки начала XX века.

Возник как железнодорожный посёлок станции Арысь в 1901—1904 годах, представляя собой пример градостроительной культуры времён развития железных дорог на территории Казахстана. Здания возводились по типовым проектам, разработанным ведомством Министерства путей сообщения. Застройка кварталов одноэтажная, сложена из кирпича с лицевой кладкой. Кровли железные. В декоративном убранстве фасадов использована фактура лицевой кладки и фигурная кладка архитектурных деталей — карнизов, парапетов, завершений пилястр и лопаток[1].

Постройки 1902—1905 годов почти все сохранились: вокзал, водонапорная башня, больница, служебные и жилые помещения. Застройка железнодорожного посёлка Арыси отличалась сильной разреженностью — свободно стоящие дома окружены озеленёнными участками, отгорожены от улицы заборами палисадников[1].

В списке памятников истории и культуры местного значения Туркестанской области[2] в состав объекта «Застройки на территории железнодорожного вокзала» входят следующие строения:

Здание вокзала выполнено по типовому проекту, разработанному для крупных железнодорожных станций южной ветки, таких как Казалинск, Туркестан, Кзыл-Орда. Но при типовой планировке каждое из этих зданий получило своеобразие путём индивидуального решения формы кровли, парапетных стен, деталей. В отделке фасадов здания станции Арыс-1 использована кирпичная фактура стен в сочетании с гипсовыми элементами — лопатками-пилястрами, картушами, розетками, поясками. В декоре здания использованы башенки, композиции из гнутого металлического бруска на крыше. Интерьеры помещений оштукатурены и побелены. Здание сохранило свою первоначальную функцию, но к старой части здания была сделана современная пристройка[1].

Одна из первых жилых построек в районе вокзала. Дом одноэтажный кирпичный, с лицевой кладкой стен, на бутовом фундаменте. Квадратный в плане объём под четырёхскатной крышей отличается нарядным фасадом. Главный и западный фасады выделены ризалитами, завершёнными высокими парапетами. Стены расчленены оконными проёмами и лопатками. Декор фасадов дополнен фигурными нишами угловых лопаток, пышным узором карнизов и парапетов. Деревянные фигурные кронштейны с раскосами поддерживают вынос кровли и навесы над окнами ризалитов. Во внутренней планировке дома смежные комнаты размещены по обеим сторонам продольной капитальной стены. Интерьеры изменены поздним переделами[1].