Затундренные крестьяне


Зату́ндренные (зату́ндренские[2]) крестья́не — этнографическая группа русских старожилов, проживавшая вдоль рек Дудинка и Хатанга на Таймырском полуострове[3] (местность Затундра[4]).

Русские поселенцы стали проникать в Пясиду (как в тот период назывался Таймыр) с XVI и в течение XVII века. В основном это были переселенцы из центрального и восточного Поморья[4]. Они стали основой постоянного населения Таймыра, Туруханского края и нижнего течения Ангары. Пер­вые затундренные крестьяне были из по­садских и служилых людей, которые поселились там позднее нгана­сан и эн­цев, но раньше эвен­ков и дол­ган.

С течением времени уклад жизни немногочисленных русских жителей внутренних районов Таймыра на Хатанге и Пясине приобрёл черты рационального для этих мест быта эвенков и якутов[5]. Затундренные крестьяне находились под сильным влиянием соседей, часто вступали с ними в браки, восприняли также язык якутов[6]. В результате взаимодействия местных народов с русскими образовался новый субэтнос — затундренные крестьяне, первое документальное упоминание о которых относится к 1610 году[7][8].

Основными занятиями затундренных крестьян были охота на пушного зве­ря, дикого оленя и птицу, рыболовст­во[4]. Важнейшим источником их дохода был пушной промысел, прежде всего добыча песца с помощью ловушек. Первыми на Таймыре внедрили ез­до­вое со­ба­ко­вод­ст­во. Хлебопашеством не занимались в силу природных условий. Жили в многочисленных поселениях — «станках» (от слова стан), состоящих обычно из нескольких изб. Их население часто было смешанным: русские, якуты, местные народности. В XIX и начале XX века шёл процесс перехода затундренных крестьян на долганский язык.[9][10] С начала XVIII века здесь появляются крестьяне-староверы, которые приезжали на Тай­мыр не­ле­галь­но.[2] Известен эпизод, когда власти Енисейской губернии, обеспокоенные падением влияния религии в Затундринской волости, ассигновали 6 тысяч рублей для ремонта церкви и постройки домов для священника и дьякона[11]. К XIX веку численность затундренных крестьян резко сократилась из-за эпидемий — вторая половина XVIII века была одной из наиболее холодных в ходе Малого ледникового периода.[2][9] В XIX веке существовала Затундринская волость.

В результате взаимодействия эвенков, якутов и русских затундренных крестьян в конце XVIII — первой половине XIX веков сложился долганский этнос. Поэтому некоторые исследователи считают затундренных крестьян составной частью[12][13] или даже основой долганского этноса[5].

Затундренные крестьяне к концу XX века практически полностью слились с окружающим населением[6]. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года к данной группе себя отнесли 8 человек[1].