Зелёный мост (Вильнюс)


Зелёный мост (мост Жалясис; лит. Žaliasis tiltas) — автодорожный металлический консольно-рамный мост через реку Вилию в Вильнюсе, Литва. Соединяет расположенные на левом берегу районы Старый город и Науяместис с районом Шнипишкес, расположенным на правом берегу. Сооружённый в этом месте мост неоднократно разрушался и заново отстраивался. Существующий мост был построен после Второй мировой войны и стал одним из первых и самых важных мостов города, восстановленных после войны. Мост включён в Реестр культурных ценностей Литовской Республики, охраняется государством (код 8048)[1].

Расположен в створе улицы Калварию (лит. Kalvarijų gatvė), соединяя её с улицей Вильняус. На правом берегу к мосту подходят улицы Жвяю (лит. Žvejų gatvė) и Упес (лит. Upės gatvė), на левом — улицы А. Гоштауто (лит. A. Goštauto gatvė) и Жигиманту (лит. Žygimantų gatvė). Рядом с мостом расположены Дворец Радушкевича, Костёл Святого Рафаила, Художественный музей Витаутаса Касюлиса, Литовский театр оперы и балета.

Название известно с 1759[2] (1766 года[3][4]), когда мост был выкрашен в зелёный цвет. Мост, построенный в 1948—1952 годах, был переименован в мост Черняховского (лит. Černiachovskio tiltas), в честь генерала И. Д. Черняховского, который участвовал в освобождении Вильнюса в 1944 году. В начале 1990-х годов возвращено первоначальное название.

Первые недолговечные мосты на реке Вилии сооружались ближе к нынешнему устью Вильни, там, где образовывались отмели, приблизительно в том месте, где сейчас мост короля Миндаугаса. Письменные источники упоминают мост через Вилию, первоначально деревянный, уже в конце XIV века.

В 1529 году король польский и великий князь литовский Сигизмунд Старый поручил воеводе виленскому и канцлеру великому литовскому Альбрехту Гаштольду построить каменный мост, однако этот замысел не был осуществлён. В 1536 году Сигизмунд Старый выдал привилегию на строительство моста у дороги на Вилькомир и взимание платы за проезд, в возмещение расходов по возведению, виленскому городничему Ульриху Гозиусу. Сооружение моста было завершено его сыном. Мост состоял из четырёх деревянных пролётов от 19 до 21 м длиной на каменных опорах[5]. При въездах на мост стояли каменные ворота с жилищем на втором этаже для стражников и мытников. Мост был крытым; у его концов были построены торговые лавки. За переезд по мосту взималась значительная плата. В 1545 году мост был передан в ведение виленского магистрата. В начале XVII века мост, по описанию Алессандро Гваньини, был каменным и сверху крытым. После пожара 1655 года мост долго не отстраивали.

Новый мост был построен только в 1674 году. Построенный Фиком по проекту архитектора полковника Джамбаттиста Фредиани мост был деревянным арочным. При весенних паводках ему наносился ущерб, отчего мост приходилось часто чинить. Для охраны моста по его концам были построены каменные ворота.