Земля в научной фантастике


Действие многих научно-фантастических (НФ) произведений разворачивается на Земле либо показывает её как единственную планету, где обитают люди.

В ряде НФ-произведений Земля фигурирует не под своим названием, а выводится как, например, Терра или Теллус — это латинские слова, обозначающие Землю[1][2]. Жителей Земли авторы называют не только земляне, но и соляриане, теллуриане, терраны (в англоязычной НФ-литературе для этих обозначений используется весьма значительный ряд слов: Earthlings, Earthers, Earthborn, Earthfolk, Earthians, Earthies (как правило используется в значении пейоратива), Earthmen (Earthwomen), Earthpersons, Earthsiders, Solarians, Tellurians, Terrestrials, Terrestrians, Terrans)[3].

Изменение планет, чтобы они стали похожи на Землю, называется терраформирование. Это понятие не является исключительно фантастическим, например, в 1961 году известный астроном Карл Саган предложил научную идею терраформирования Венеры. Однако сам термин терраформирование был введен писателем Джеком Уильямсоном в НФ-рассказе «Орбита столкновения», опубликованном в 1942 году в журнале Astounding Science Fiction[3][4][5][6], хотя сама концепция терраформирования в популярной культуре[en] появилась ещё раньше. Например, идея превратить Луну в пригодное для жизни место, с атмосферой и водой, присутствует в повести французского писателя-врача Октава Беляра[fr] La Journée d'un Parisien au XXIe siècle (1910).

Много сюжетов НФ разворачивается на других планетах, в глубоком космосе, в параллельных мирах и т. д., однако немало авторов помещает место действия своих произведений по-прежнему на Землю[7]. Это было предметом споров среди НФ-писателей, как пример можно привести эссе Джеймса Балларда 1962 года «Каков путь во внутреннее пространство?» Некоторые критики «космических приключений» указывали на важность «земных» концепций и образов, приближенных к повседневному опыту современных читателей[7]. Хотя утверждалось, что Землю следует считать «слишком большой, а её продолжительность существования слишком долгой, чтобы её можно было с комфортом использовать в художественной литературе как самостоятельную тему», это не помешало некоторым НФ-писателям заниматься указанной темой[1]. Например, «Люмен» (1887) Камиля Фламмариона, «Земля[en]» (1990) Дэвида Брина, «Наука Плоского мира» (1999) Терри Пратчетта, Иэна Стюарта и Джека Коэна[en][8].