Зинченко, Пётр Иванович


Пётр Ива́нович Зи́нченко (29 июня [12 июля1903, сл. Николаевская, Астраханская губерния — 17 февраля 1969, Харьков) — советский психолог и педагог, представитель харьковской школы психологии.

Окончил Харьковский институт народного образования (1930), работал в научно-исследовательских институтах и вузах Харькова. Доктор педагогических наук (1959), с 1960 года профессор, заведующий кафедрой психологии и руководитель психологической лаборатории Харьковского университета. В 1963 году основал и возглавлял до своей смерти кафедру психологии в Харьковском университете. Наиболее крупные достижения Зинченко связаны с изучением возрастного развития, непроизвольной и произвольной памяти.

С середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти. Первые экспериментальные работы Зинченко (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А. Н. Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности. На основе теории деятельности открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов: эффект интерференции мнемической и «познавательной» задач; структурно-деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели); негативный эффект возраста (превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном запоминании чисел при решении арифметических задач); а также эффект, который открыли американские когнитивные психологи Н. Сламека (N. J. Slamecka) и П. Граф (P. Graf) (The generation effect: delineation of a phenomenon, 1978), давшие ему название «эффект генерации» (generation effect): лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным материалом, который им предъявляется. Последний можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по справедливости должен называться «эффектом Зинченко». Исследования Зинченко имели тесную связь с педагогической практикой.