Зобин, Вадим Николаевич


Вадим Николаевич Зо́бин (26 мая 1938, Москва — 21 октября 2010, там же) — советский и российский телережиссёр, сценарист и актёр. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994)[1].

По первой профессии Вадим Зобин был инженером-металлуром и до 1970 года работал на разных предприятиях страны. Будучи инженером, в 1960-е годы играл главные роли в Студенческом театре МГУ[2]. Среди его заметных ролей был Артур Уи в пьесе «Карьера Артуро Уи», поставленной Сергеем Юткевичем и Марком Захаровым в 1964 году[3][4], и Вельзевул в «Чёртовой мельнице» по пьесе Яна Дрды и Исидора Штока, также в постановке Захарова[5].

Одновременно с работой обучался на режиссёрском отделении Высших курсов сценаристов и режиссёров в Москве, которое окончил в 1970 году. Во время учёбы исполнил яркую роль в картине Михаила Швейцера «Время, вперёд!» (1965)[6], однако в дальнейшем как актёр себя практически не проявил.

По окончании курсов работал режиссёром телевизионного кинематографа: сначала творческого объединения «Экран», затем «Союзтелефильма».

В 1990—2000-е годы был по-прежнему востребован на телевидении. Успех сопутствовал сериалу «Петербургские тайны», где Зобин не только выступил одним из режиссёров, но и, увлёкшись сюжетом, досочинил заключительную часть под названием «Развязка Петербургских тайн», в 1997 году изданную отдельной книгой, а в 1999 году экранизированную в рамках сериала[7].

В дальнейшем работал преимущественно как сценарист. Вместе с Леонидом Пчёлкиным обратился к циклу романов Александра Вельтмана «Приключения, почёрпнутые из моря житейского». Они планировали экранизировать все пять частей в 40 сериях, однако из-за проблем с финансированием и череды трагедий, связанных с исполнителями главных ролей (Наталья Гундарева, Николай Караченцов), отснять удалось только первые 10 (сериал «Саломея»)[8].