Юткевич, Сергей Иосифович


Серге́й Ио́сифович Ютке́вич (15 [28] декабря 1904, Санкт-Петербург — 23 апреля 1985, Москва) — советский театральный и кинорежиссёр, художник, сценарист, педагог, теоретик кино. Доктор искусствоведения (1941). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1962), лауреат двух Сталинских (1941, 1947) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983). Кавалер трёх орденов Ленина (1964, 1967, 1974).

Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога караимского происхождения[1] Иосифа Ивановича Юткевича (1877—1972) и Наталии Михайловны Юткевич (в девичестве Лавровой; 1880—1953)[2], дворянки[3], выпускницы историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов[4], переехавших в столицу из Вильны. Отец работал инженером в Товариществе Балтийских судостроительных и механических заводов, а с 1903 года — на Петербургской казённой пробочной фабрике; семья жила на 4-й Рождественской улице, дом № 43[5].

Октябрьская революция застала их на отдыхе в Славянске, откуда семья переехала в Харьков и позже — в Киев. В Харькове Юткевич учился живописи у Эдуарда Штейнберга, в Киеве сдружился с Григорием Козинцевым и Алексеем Каплером.

В годы Гражданской войны работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя[3]. В 1921—1923 годах учился в Государственных высших режиссёрских мастерских и ВХУТЕМАСе[6]. Параллельно работал в Мастерской Фоггерта, где совместно с Сергеем Эйзенштейном оформил ряд спектаклей, включая «Вечер театральных пародий» и «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Масса (1921), а также осуществил постановку «Спектакля шарлатанов» Г. С. Геллета (1922)[6].

В 1922 году вместе с Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой для Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС)[7]. В течение двух лет как художник и режиссёр ставил эстрадные номера и скетчи на злободневные политические и социальные темы в живых газетах «Смычка» и «Синяя блуза»[8][6].

С 1924 года работал в кино. Был художником на фильмах Абрама Роома «Предатель» (1926) и «Третья Мещанская» (1927), в 1926 году возглавил собственный Экспериментальный киноколлектив (ЭККЮ)[3]. В 1928 году по завершении собственного фильма «Кружева» обвинён в формализме и изгнан с московской фабрики «Совкино». Перебравшись в Ленинград, работал на ленинградской кинофабрике «Совкино» (впоследствии — «Ленфильм»). Один из тех, кто безоговорочно принял появление звука в начале 1930-х годов[8].