Трауберг, Леонид Захарович


Леонид Захарович Тра́уберг (4 (17) января 1902, Одесса — 13 ноября 1990, Москва) — советский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родился 17 января 1902 года (есть версия, что годом раньше[5]) в Одессе. Его отец, Захар Давидович Трауберг (1879, Одесса — 1932, Ленинград), был издателем и журналистом, сотрудником газет «Южное обозрение» и «Новые ведомости» (1918), впоследствии директором типографии ЛСПО (Ленинградского союза потребительских обществ) в Лештуковом переулке, дом 13[6]; мать, Эмилия Соломоновна Вейланд (1881, Оргеев Бессарабской губернии — 1934, Ленинград), была домохозяйкой[7][6]. По переезде в Петроград семья поселилась в доме № 7, кв. 4, по Коломенской улице[6].

В декабре 1921 года совместно с Григорием Козинцевым, Георгием Крыжицким и Сергеем Юткевичем написал «Манифест эксцентрического театра», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра» и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили ещё 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС»[8].

Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924) был попыткой соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и, по словам Юрия Тынянова, «необузданным собранием всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по кино режиссёры». Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актёры, пришедшие вместе с режиссёрами из театра (среди них был Сергей Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Андрей Костричкин.

Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга — романтическая мелодрама «Чёртово колесо» (1926) по сценарию Адриана Пиотровского — был снят в духе голливудских гангстерских лент. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в нём с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров в него вошли кинооператор Андрей Москвин и художник Евгений Еней.