Москвин, Андрей Николаевич


Андре́й Никола́евич Москви́н (1 [14] февраля 1901, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния — 28 февраля 1961[1], Ленинград) — советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1948).

А. Н. Москвин родился 1 (14) февраля 1901 года в Царском Селе (ныне Пушкин, Санкт-Петербург). Много лет работал в творческом содружестве с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом.

Один из основоположников советской операторской школы. Ранний период творчества (под влиянием Фабрики эксцентрического актёра, ФЭКС) отмечен поиском острой формы изображения, стремлением расширить выразительные возможности камеры. Москвин начал использовать съёмку в движении, применял резкие тональные контрасты («Шинель»). В последующих фильмах (в частности, «С. В. Д.») и особенно в фильме «Новый Вавилон» композиция кадра приобрела стройность, графичность оптического рисунка сменилась мягкой живописной обобщённостью изображения. Операторский стиль Москвина получил свою сформированность, законченность в кинотрилогии о Максиме — «Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938).

Новый этап в творчестве оператора начался с фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный». В этой картине появилось новаторство Москвина в освоении цвета в кино (эпизод второй серии «Пир опричников»). Цветовое решение и пластическая выразительность кадра позволили подчеркнуть драматизм сцены. Среди других работ наиболее выделяется работа в фильмах «Овод», «Дон Кихот», «Дама с собачкой».