Козинцев, Григорий Михайлович


Григо́рий Миха́йлович Ко́зинцев (до 1930-х годов — Козинцов[8]; 9 (22) марта 1905, Киев[9], Российская империя — 11 мая 1973, Ленинград, СССР) — советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, публицист; народный артист СССР (1964), лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской (1965) премий.

Родился 9 (22) марта 1905 года в Киеве, в семье врача Моисея Исааковича Козинцова. Ранние детские годы провёл в Новозыбкове Черниговской губернии, где отец служил окружным санитарным врачом и врачом Новозыбковской женской гимназии, и где Григорий Козинцов поступил в первый класс новозыбковского училища[10][11].

С 1913 года, после переезда из Новозыбкова в Киев, учился в Киево-Печерской гимназии. В 1919 году вместе с сестрой Любовью посещал частную школу-студию живописи А. А. Экстер[12][13]. Вместе с другими учениками школы участвовал в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц.

Более всего привлекал его театр; работу в нём он начал с участия в росписи декораций к спектаклю К. А. Марджанова «Фуэнтe Овехуна» Л. де Вега. Работал в театре Соловцова. С помощью К. А. Марджанова и вместе с друзьями Сергеем Юткевичем, Моше Ваксом и Алексеем Каплером создал кукольный театр, а затем экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочинённой им самим пьесе, и, наконец, осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимилиан».

В начале 1920 года уехал в Петроград, где жил у своей тёти, доктора медицины Рашели Григорьевны Лурье до 1939 года, пока не переехал в построенный для ленфильмовцев дом № 4а на Малой Посадской улице. Поступил в класс Н. И. Альтмана в Свободных художественных мастерских (бывшая Академии художеств, ныне — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина) и одновременно режиссёром в Студию Театра Комической оперы, руководимого К. А. Марджановым.

В декабре 1921 года совместно с Л. З. Траубергом, Г. К. Крыжицким и С. И. Юткевичем написал манифест эксцентрического театра «Эксцентризм», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году вместе с Л. З. Траубергом организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя[14][15]. За два года они поставили ещё 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в область эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в киномастерскую «ФЭКС».