Золотой Рог (метромост)


Мост Золотой Рог (тур. Haliç Metro Köprüsü) — вантовый мост в Стамбуле, Турция, по которому проходит линия М2 Стамбульского метрополитена, пересекая залив Золотой Рог. Мост связывает между собой районы Бейоглу и Фатих европейской части города. Мост располагается между Галатским мостом и мостом Ататюрка, примерно на 200 метров восточнее последнего.[1][2][3] Мост стал четвертым сооружением, пересекающим бухту Золотой Рог[3][4] и начал полноценно работать 15 февраля 2014 года.[5] Мост позволил напрямую соединить станцию метро «Хаджиосман» района Сарыер с транспортным хабом Йеникапы в районе Фатих, открыв станции «Золотой рог» и «Везнеджилер».[1][2][6]

Проекты строительства такого моста появились ещё в 1952 году. После одобрения планов строительства линий метро было решено построить мост, пересекающий бухту Золотой Рог около мечети Сулеймание. Мост при этом должен был сразу переходить в метротоннели с одной и другой стороны. В 2005 году был предложен 21 проект моста, но ни один из них не гармонизировал с общим видом города и бухты и не был одобрен. Удачный дизайн позже презентовал турецкий архитектор Хакан Киран, однако и он с самого начала немало обсуждался и был объектом дискуссий. В ноябре 2009 года высота моста была сокращена с 82 до 65 метров, поскольку стартовая высота грозила Стамбулу исключением из числа памятников ЮНЕСКО.[2][3][6] Высота подвесных опор также сократилась с 63 до 55 метров в июле 2011 года, а позже до 47 метров. Окончательно утверждённый дизайн с параметрами моста был принят в 2012 году.[3]

Концепция моста была разработана французским архитектором Мишелем Вирлаже, который уже проектировал мост Султана Селима (третий мост через Босфор), сегодня он на стадии строительства.[3] Турецкий архитектор Хакан Киран отвечал за архитектурный дизайн и за само строительство. Компания Wiecon Consulting Engineers & Architects проводила инженерные работы.[3] Основными застройщиками выступили итальянская строительная фирма Astaldi SpA и турецкая Gülermak Ağır Sanayi İnşaat ve Taahhüt A.Ş.[2] Началось строительство 2 января 2009 года[1][3], закончить его планировали приблизительно за 600 дней.[2] Далее срок строительства был увеличен, работа моста в тестовом режиме началась в феврале 2013 года, а 15 февраля 2014 года мост был запущен в эксплуатацию.[1][7] Расходы бюджета на строительство составили €146,7 млн.[2][8]

Общая длина моста составляет 936 метров между остановками Azapkapı (Бейоглу) и Unkapanı (Фатих), отрезок над водой составляет 460 метров.[1][6][8] Длиннейший пролёт между опорами составляет 180 метров.[9] По каждую сторону моста он оформлен девятью канатами и двумя башнями[8]

На ширине моста в 12,6 метров помещается двое железнодорожных путей в разные стороны, а также боковые пешеходные проходы.[1][6]