Золотой век компьютерных аркадных игр


Золотой век компьютерных аркадных игр (англ. golden age of arcade video games) — период времени, когда компьютерные аркадные игры вошли в массовую культуру и были в ней доминирующей силой. Точные временные границы этого периода являются дискуссионным предметом, однако его ключевыми событиями можно считать выход игр Space Invaders в 1978 году и Asteroids в 1979 году. Это стало возможным благодаря увеличению производительности и снижению стоимости компьютерных технологий. Это обусловило как рентабельность производства аркадных автоматов, так и появление компьютерных игр в различных медиа: песнях, мультипликации и фильмах наподобие «Трона» 1982 года.

Несмотря на разницу в датировках, во всех хронологиях золотой век компьютерных аркадных игр захватывает начало 1980-х годов. Журналист Джейсон Уиттейкер (англ. Jason Whittaker), специализирующийся на технологиях, в своей книге The Cyberspace Handbook говорит о начале золотого века в 1978 году, когда вышла игра Space Invaders от Taito[1]. Журналист Стивен Л. Кент (англ. Steven L. Kent), специализирующийся на компьютерных играх, в книге The Ultimate History of Video Games пишет, что период золотого века длился с 1979 по 1983 год[2]. В книге отмечается, что именно в 1979 году игра Space Invaders[3], с которой он связывает начало золотого века[4], достигла заметной популярности в США[3], также в этом году широкому кругу пользователей была представлена технология векторного дисплея в игре Asteroids от Atari, которая впервые была показана в игре Space Wars от Cinematronics 1978 года. Однако, в 1983 году бизнес компьютерных игр с оплатой монетами вступил в так называемый «период довольно устойчивого спада», выразившийся в постепенном исчезновении многих залов аркадных автоматов[2].

Проект History of Computing указывает, что границами золотого века компьютерных аркадных игр являются 1971 и 1983 годы, поскольку этот период охватывает «массовое появление компьютерных игр на потребительском рынке» и «появление специальных игровых систем и возникновение систем, основанных на многоигровых картриджах»[5]. 1971 год был выбрал проектом как начало периода по двум причинам: во-первых, создатель игры Pong запатентовал технологию, ставшую поворотной для компьютерных игр, и, во-вторых, в этот год был создан первый аркадный автомат с игрой Computer Space[6].