Зорге, Георг Андреас


Георг Андреас Зо́рге (нем. Georg Andreas Sorge; 21 марта 1703, Мелленбах — 4 апреля 1778, Лобенштейн) — немецкий теоретик музыки и композитор. Наиболее известен исследованиями в области музыкальной акустики, гармонии, музыкальной композиции.

В 1714—1721 учился игре на органе, а также постигал основы музыкальной теории у Каспара Тишера[3]. Одновременно изучал латынь, теологию и математику в Тюрингии у Иоганна Вольфганга Винцера (Wintzer). С 1721 до конца жизни был придворным органистом в небольшом тюрингском городе Лобенштейне (с 2005 Бад-Лобенштейн). Во время грандиозного городского пожара в 1732 году потерял всё своё имущество. В 1747—1761 Зорге — член «Общества музыкальных наук» (нем. Societät der musicalischen Wissenschaften) в Лейпциге, руководимого Л. К. Мицлером.

В ряде трудов (особенно в «Gespräch zwischen einem Musico theoretico und einem Studioso Musices», 1748) выступал в защиту предложенного Г. Ф. Телеманом деления октавы на 55 микроинтервалов (так называемая Systema Telemanicum), полемизируя с известным немецким коллегой К. Г. Шрётером. Поскольку Телеман не выразил интереса к полемике (и вероятно, не был в состоянии дать математический расчёт предложенной им системы), Зорге сам предложил такой расчёт[4].

В учении о гармонии утверждал, что существуют только два лада — мажор и минор, каждый со своим набором «побочных ладов» (нем. Nebentonarten; то есть, с ладовой периферией). Зорге вышучивал аффекты тональностей (высотных разновидностей мажорного и минорного ладов), описанные Маттезоном в его книге «Das neu-eröffnete Orchestre» (1713), и считал актуальными лишь два этоса — радостный, свойственный мажору, и «страстный» (нем. sehnlich), свойственный минору. В последнем утверждении, как и в других теоретических и эстетических высказываниях Зорге, прослеживается отход от барочной теории аффектов в сторону рационализма классической теории музыки[5].

Зорге — автор сонат, прелюдий, токкат и сочинений других современных ему жанров для органа и клавишных инструментов (клавесина, клавикорда), в том числе, «Токкаты по всем 24 ладам [квинтового] круга» (Toccata per omnem circularum 24 modorum) и сборника клавирных партит «Wohlgewürtzte Klangspeisen» («Хорошо приправленные специями звуковые блюда»). Зорге также приписывают три органные фуги на мотив B-A-C-H, которые включены в Приложение III (Anhang III) знаменитого баховского каталога BWV. Список сочинений сам Зорге дал в трактате «Compendium harmonicum» (1760).

Об известности Зорге свидетельствует тот факт, что уже И. Маттезон в 1740 году включил его биографию в свой справочник «Grundlage einer Ehren-Pforte». Ф. Ж. Фетис посвятил анализу учения о гармонии Зорге особый раздел в Четвёртой книге своего «Трактата о гармонии» (1844)[6].