Зосима (Верховский)


Схимонах Зосима (в миру — Захария Васильевич (Богданович) Верховский; 24 марта 1768, Смоленская губерния — 24 октября 1833, Зосимова пустынь) — схимонах, духовный писатель, основатель двух женских монастырей: Туринского Николаевского монастыря и Троице-Одигитриевской пустыни.

В Русской православной церкви причислен к лику общецерковных святых на Архиерейском соборе 8 октября 2004 года. Почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 24 октября, 20 сентября в Соборе Брянских святых, воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и в последнее воскресение августа (Собор Кемеровских святых).

Родился 24 марта (4 апреля1768 года[1] в сельце Буловицы Смоленской губернии, в дворянской семье. Отец — Богдан Верховский дослужился до чина полковника в полку смоленской шляхты. Мать — Анна Ивановна, из дворянского рода Маневских. Получил домашнее образование. Как и все его братья, поступил на военную службу — 1 января 1784 года был определён каптенармусом в Преображенский полк. Отец Захарии скончался 3 апреля 1784 года. В наследство Захарии достались две деревни. Через два года скончалась его мать. В это время он познакомился с пустынниками рославльских лесов, жившими под началом старца Площанского монастыря Адриана (Блинского). В 1788 году Захария вышел в отставку в чине поручика, продал своё имение зятю и решил посвятить себя монашеской жизни.

Вначале он пришёл в рославльские леса в общину старца Адриана, но тот уже оставил её и перешёл в Коневецкий монастырь. Захария по совету монаха Василиска отправился в Коневецкий монастырь к Адриану. Старец принял его и назначил послушником (Захария пёк просфоры и пономарил). После испытания Адриан постриг Захарию в монашество с именем Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого. Около 1792 года по приглашению Адриана на Коневец перешёл преподобный Василиск, который стал другом Захарии. Для своих учеников Адриан в трёх вёрстах от монастыря построил две кельи. В них Зосима и Василиск проводили пять дней, а в субботу приходили в монастырь ко всенощной, а в воскресение после литургии возвращались в свои кельи.