Зуевка


Чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, в конце XIX века была построена железная дорога Пермь — Котлас. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населённым пунктам.

В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, которым необходимые материалы доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путём, из притоков в Чепцу, а затем в Вятку сплавлялась готовая продукция.

Фабрикантов Платунова и Рязанцева вполне устраивало такое положение, позволявшее держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. В лице будущей станции появлялся реальный конкурент, куда могла уйти рабочая сила. Фабриканты знали, что подённая заработная плата на железной дороге составляла 50—60 копеек, они же платили по 15—20.

Шатунов и Рязанцев не скупились на угощения и взятки, чтобы задобрить инженера, руководившего изыскательскими работами, и таким образом отвести подальше от себя место строительства новой станции. Инженер оказался сговорчивым, и, чтобы угодить обоим фабрикантам, спроектировал станцию почти посередине между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником[2].

В 1896 году строители приехали возводить новую станцию. Они расквартировались в деревне Зуи. Совсем рядом располагались болотистые места. Тут же, где надо было начинать строительство, располагалось небольшое озеро.

Царский указ требовал построить железнодорожную магистраль по самому короткому пути (хотя были и другие, с более твёрдым грунтом, но длиннее), и размышлять было бесполезно. В том же 1896 году строители заложили будущее паровозное депо и станцию. Место под магистральное полотно пришлось значительно поднимать за счёт насыпной земли.