Ибн аль-Байтар


Абу Мухаммад Зияу-д-дин Абдуллах ибн Ахмад аль-Ашаб аль-Малаки известный как Ибн аль-Байтар (араб. ابن البيطار‎; ум. 1248) — арабский[5] андалусский[6] учёный, ботаник, фармаколог . Описал от 300 до 400 видов растений, ранее не описанных средневековыми исламскими учёными. Был учеником Абу аль-Аббаса ан-Набати[англ.][7].

Родился в городе Малеке (Малаге) в аль-Андалусе в семье, известной своими учёными. Отсюда и его нисба «аль-Малаки». Его прозвище «Ибн аль-Байтар» в переводе с арабского означает «сын ветеринара». так как его отец был ветеринаром[8][9].

Ибн аль-Байтар родился между 1179 и 1200 годом. Понятно, что начальное образование он получил от отца, а после изучения религиозных и других наук увлёкся ботаникой. Стать ботаником (асшабом) его побудил Абу-ль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ан-Набати. Во время своей дружбы с ан-Набати Ибн аль-Байтар узнал о лекарственных растениях, растущих в аль-Андалусе[10], и их свойствах, а также об их научных и местных названиях. После того, как ан-Набати отправился на Восток заниматься научными исследованиями, Ибн аль-Байтар продолжил обучение у Абдуллаха ибн Салиха аль-Кутами и Ибн Хаджжаджа аль-Ишбили[11].

Ибн аль-Байтар изучал работы Диоскорида и Калина о лекарственных растениях и собирал материал, продолжая свои исследования в различных частях аль-Андалуса. В 1220 году он предпринял дальнее путешествие для проведения исследований в странах Средиземноморского бассейна, взяв в качестве примера своего учителя Абу-ль-Аббаса ан-Набати. Сначала он путешествовал по городам Северной Африки, таким как Беджая, Константинополь, Киренаика (Барка) и Триполи, и собирал богатый материал для своих трактатов. В 1223 году он достиг Анатолии и посетил регионы, находившиеся под властью сельджуков и византийцев, и встретился с учёными медициками, фармацевтами и ботаниками. Понятно, что во время этой части своего путешествия он также посетил Македонию и острова Эгейского моря. Ибн аль-Байтар сообщил, что он был свидетелем того, как на острове Лемнос женщина, заботившаяся о тамошнем храме Артемиды, изготовила «тин аль-махтум» из козьей крови, которая была замешана с землёй[11].