Игровая психотерапия


Игрова́я психотерапи́я — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры[1].

Игровые ситуации дают возможность показать пациенту способы решения конфликтных ситуаций, корригировать неблагоприятные черты характера, дезактуализировать фобические проявления. Метод игровой психотерапии используется как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной, групповой, семейной психотерапии и может успешно сочетаться со многими другими методами психотерапевтического воздействия (внушение наяву, аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия, имаготерапия). Используются самостоятельные и ролевые игры, импровизации, осуществляемые в директивной и недирективной формах.[2]

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее[3].

Таким образом, можно сказать, что англоязычный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся в России термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

В логике деятельностного подхода, культурно-исторической психологии и психотерапии развивается традиция более широкого подхода к анализу и диагностике игрового поведения[4], нарушений игровой деятельности[5], психотерапии игровых отношений ( В. Н. Мясищев и его научная школа), субъектно-системного применения игровых средств[6] с учетом возрастных, личностных и индивидуально-типологических (А. И. Захаров, С. В. Григорьев, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер и др.) особенностей диагностики, коррекции когнитивно-поведенческих аспектов жизнедеятельности и психотерапии на основе многообразных игр, игровых методик, форм и игропрактик, специализированных программ развития всех возрастных категорий населения.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети[3].