Игровой баланс


В играх (спортивных, настольных, компьютерных и прочих) баланс — субъективное «равновесие» между персонажами, командами, тактиками игры и другими игровыми объектами. Игровой баланс — одно из требований к «честности» правил. Особенно баланс важен для многопользовательских игр.

Из книги Адамса и Роллингса «Геймдизайн» (2003)[2]: «Сбалансированная игра — это та, где основной определяющий фактор успеха игрока — его умение. Это не значит, что случайных событий не бывает, но сильный игрок, как правило, должен быть успешнее слабого, если только он не попал в необычно длинную полосу невезения». В той же главе они заявляют, что теория игр плохо пригодна для исследований баланса: в реальной игре слишком много переменных, и теория игр учит правильно играть — а не правильно составлять игры[2].

Джинни Новак, автор книги «Основы разработки игр: введение»[3], также считает, что основной определяющий фактор — умение игрока. Но она выделяет пять компонентов сбалансированной игры: логичная сложность, субъективно честная игра, отсутствие застоя, отсутствие тривиальных решений, уровни сложности.

Кит Бёргун, автор инди-игры 100 Rogues, заявляет, что в несбалансированной игре много нерелевантных элементов[4]. Геймплей — это всегда выбор, и в несбалансированной игре очень много таких выборов не имеют смысла, потому что задоминированы другими.

Дэн Фельдер, разработчик Hearthstone, объявляет баланс от противного[5]: игра сбалансирована, если она не «сломана», то есть даёт игроку именно те впечатления, что задумывалось — по аналогии с принтером: если он потрескался, но продолжает печатать с приемлемым качеством, он не сломан. Как бы полемизируя с Бёргуном, Фельдер пишет: если в игре есть выбор, то найдётся и неоптимальный.

Этот вид баланса лежит на поверхности: ещё во времена Dendy мы говорили, что такой-то персонаж файтинга слишком сильный (слишком слабый). Данный компонент баланса у Адамса, Роллингса[6] и Новак[3] называется статический баланс.