Иджтихад


Иджтиха́д (араб. اجْتِهَاد‎ — «усердствование», «большое старание») — в исламе — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджтахидом, а также степень авторитетности самого учёного (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников[1].

Согласно традиции, иджтихад возник ещё при жизни пророка Мухаммеда в среде его сподвижников, которые считаются носителями совершенного иджтихада[1].

Как вид направленной деятельности иджтихад появился в конце VII века н. э., когда обнаружились расхождения (ихтиляф) в том, что передавали, как объясняли и чего требовали асхабы, ссылаясь на известные им высказывания и действия Мухаммада. Также в изменившихся условиях жизни мусульманской общины возникали различные проблемы правового характера. Поэтому главной целью иджтихада стало обнаружение и решение новых или нерешённых предшественниками вопросов таким образом, чтобы решения опирались на ислам и поддерживали его[1].

Главными центрами иджтихада были крупные города халифата, где жили учёные-богословы: Мекка, Медина, Куфа, Басра, Бейрут, Дамаск. В течение почти четырёх веков — с конца 7 по 11 век — шло соревнование за приоритет в теоретическом обосновании ислама, переходившее время от времени в прямые столкновения[1]. К концу этого периода сформировались богословско-правовые школы — мазхабы, сложились принципы ислама как идеологии и как обоснования общественного устройства. Дальнейшая их разработка в мазхабах, кроме ханбалитского, прекратилась, «врата иджтихада закрылись», уточнялись отдельные второстепенные вопросы, переписывались и комментировались сочинения предшественников, богословский авторитет которых считался непререкаемым[1].

Однако, для понимания утверждения о закрытии врат иджтихада уместно привести цитату муфтия Татарстана Камиля Самигуллина: «Слова „с такого-то времени врата иджтихада закрыты“ следует понимать как отсутствие учёных, способных к иджтихаду и обладающих условиями иджтихада, то есть с такого-то времени не воспитывались учёные-муджтахиды. Эти слова нельзя понимать в значении „достигшие уровня иджтихада учёные не могут совершать иджтихад“. Вышесказанные слова также могут означать то, что после знаменитых имамов мазхабов нет смысла приоткрывать двери абсолютного иджтихада. Эти учёные уже определили для уммы необходимые правовые правила и законы. Для абсолютного иджтихада сегодня места нет. В то же самое время в каждую эпоху возникают те или иные вопросы, требующие иджтихада. Никто не может сказать, что в иджтихаде такого рода нет нужды»[2].